Россия пушкинской эпохи, тихая провинция. Есть молодая дворянка - круглая сирота, после родителей получила приличное наследство, ближней родни нет, дальняя чёрт-те где, любимый жених погиб. Девица после смерти матери и жениха твёрдо намерена уйти в монастырь. Вопрос: как это, собственно, оформлялось? Можно было просто прийти, объявить о своём намерении настоятельнице и остаться, или процедура была более сложной? Что будет с её недвижимым имуществом? Емнип, при Екатерине монастырям запретили иметь землю, так что подарить обители своё поместье девица не сможет. Отойдёт ли оно государству, или реально было имение продать, а деньги подарить монастырю?

@темы: Христианство, Экономика/финансы, История

Комментарии
13.12.2021 в 11:01

ближней родни нет, дальняя чёрт-те где
Так просто не бывало. Все дворяне были на виду, все имели кучу родни, в той или иной степени чуть ли не все всем приходились родственниками. У зрелых дам было одно из любимых занятий "считаться роднёй", когда в беседе часами перебирали имена и обсуждали, кто кем кому приходится. Так что после смерти матери вашу героиню обязательно окружат люди: соседи, крёстные родители, родные, пусть даже и седьмая вода на киселе. А раз девушке досталось неплохое наследство, то тем более. И продавать имение сама она, конечно, не будет, этим займётся кто-то из старших, вероятнее всего, мужчина.
Если девица так уж настроена на монастырь, то его ей, скорее, тоже подберут. С хорошей репутацией, там, где знакомая настоятельница, тоже, скорее всего чья-то родственница, и всё такое.
URL
13.12.2021 в 11:06

С этим понятно, спасибо за поправку. А что со всем остальным?
URL
13.12.2021 в 11:57

И продавать имение сама она, конечно, не будет, этим займётся кто-то из старших, вероятнее всего, мужчина
А вот тут сюрприз - женщины в РИ со времён Анны Иоанновны только сами распоряжались приданым и наследством, вели бизнес. Иностранки удивлялись, как на балах юные девы обсуждают оптовые цены на сено и пшеницу.
Поэтому без многочисленной родни дева не может быть никак, а вот послать её в даль заоблачную, если совершеннолетняя, может. У несовершеннолетней будет назначенный опекун и толпа другой родни, готовой оспорить опекунство в свою пользу.

Если девица так уж настроена на монастырь, то его ей, скорее, тоже подберут. С хорошей репутацией, там, где знакомая настоятельница, тоже, скорее всего чья-то родственница, и всё такое.
Сама пойдёт, куда захочет. Но была чёткая градация церквей и монастырей по их посещаемости простонародьем и аристократией. Барышня пойдёт в строго определённый монастырь, для её статуса. Если провинция, то мужской монастырь один на губернию, а женский - один на несколько губерний. При них могут быть приживальщиками люди простые - они без пожертвований нафиг никому не нужны. "в 1887 году о 953 монастырях, из которых 732 были мужскими и 221 — женскими (с)". Во времена Пушкина вряд ли было иначе.
Плюс статусность монастыря. В соответствующий её рангу надо ехать, и наверняка ближе к Москве или Питеру. Если она совершеннолетняя, едет, куда и как хочет. Если несовершеннолетняя, то нет дураков лишаться опеки над имуществом, особенно когда браком подопечной можно укрепить выгодные для себя деловые связи.

реально было имение продать, а деньги подарить монастырю
Реально. Имения бодро продавали и покупали. Родовое продавать было моветоном, но возможно, а закладывать - нормой жизни, надо было постараться найти для покупки имение без висящих на нём долгов.
URL
13.12.2021 в 12:05

Совершеннолетняя. Живёт в Псковской губернии.
URL
13.12.2021 в 21:49

Но была чёткая градация церквей и монастырей по их посещаемости простонародьем и аристократией. Барышня пойдёт в строго определённый монастырь, для её статуса. Если провинция, то мужской монастырь один на губернию, а женский - один на несколько губерний.

В смысле - были монастыри для богатых девиц и вдов, где такие монахини не трудились наравне со всеми? А с
комфортом жили общиной и выполняли только нетяжелые ритуалы например на публичных службах в присутствии знати? А черной и тяжелой работой занимались монахини из бедных?

другой анон
URL
14.12.2021 в 01:59

А вот тут сюрприз - женщины в РИ со времён Анны Иоанновны только сами распоряжались приданым и наследством, вели бизнес.
Я просто-таки перебрала в голове всех известных мне героинь прозы 19 века, от княжны Мэри до дамы с собачкой, и не вспомнила примера, чтобы такое описывалось в романе. А есть примеры в литературе вообще?
URL
14.12.2021 в 07:53

чтобы такое описывалось в романе
Да. У Станюковича есть момент, где мужчина женился ради денег, но жена его к приданому не допускает.

от княжны Мэри до дамы с собачкой
Дамы выписаны показательно тупыми, а вот маменька Татьяны Лариной полностью управляет имением, и успешно. Долли Облонская после ссоры с мужем едет в поместье, принадлежащее ей одной. У Тургенева есть в немалом количестве дамы, ведущие бизнес, но все они - отрицательные персонажи.

В России каждый из супругов мог иметь и вновь приобретать свою отдельную собственность (через куплю, дар, наследство или иным законным способом). 14 июня 1753 года был принят закон, гласивший, что «жены могут продавать собственное их имение без согласия их мужей». Более того, супруги могли вступать друг с другом в отношения купли-продажи или передачи имущества по дарственной как совершенно посторонние лица. В 1825 году это было подтверждено специальным законоположением «Пояснение, что продажа имения от одного супруга другому не противоречит закону». Поэтому передача имущества внутри семьи от мужа к жене (и наоборот) осуществлялась только путем продажи или дара. В отличие от современного российского законодательства, в XIX веке не существовало такой категории, как «совместно нажитое в браке имущество». Каждый супруг наживал свое имущество отдельно, и по взаимному согласию супруги могли только пользоваться, например, городским особняком или сельской усадьбой, принадлежавшими одному из них. (с)

В Своде законов Российской империи и по решениям Сената этот принцип в XIX веке был окончательно закреплен в формуле:
«Имущество жены не только не становится собственностью мужа, но, независимо от способа и времени его приобретения (во время ли замужества или до него), муж браком не приобретает даже права пользования имуществом жены».
Согласно законодательству Российской империи, при занятии бизнесом женщины имели равные с мужчинами права.(с)

Был еще один важный момент в действии принципа раздельной собственности: жена никогда не отвечала за долги мужа. В случае банкротства мужа юридическое решение было таким: «если жена и дети несостоятельного не участвовали в торгах», их «собственное имение не поступает в состав массы», то есть имущества, которое предназначалось для уплаты долгов кредиторам. (с)

Анастасия Мусина-Пушкина в письмах к дочери часто упрекала ее за равнодушие к делам бизнеса. «Друг мой, между гостями занимайся хозяйством. Ездила ли в поле, видела ли ты свой хлеб?» — писала Мусина-Пушкина в письме 1825 года.
Мемуарист Филипп Вигельв в начале XIX века едва ли не прямо говорил, что и дворяне, и дворянки обязаны активно заниматься своими имениями. Он вспоминал княгиню Голицыну: «Как все знатные у нас, и женщины, и мужчины, не думала она о хозяйственных делах своих, которые пришли в совершенное расстройство».
Цитата о девицах и сене из сборника дневников и писем Кэтрин Уилмот или её сестры Марта Уилмот, они описывают своё путешествие по России в 1806 году. И простая логика - если не научили с детства, если не вела бизнес до замужества, откуда навыки в браке?

В России практически невозможно было получить развод, но отдельный вид на жительство женщины получали бодро. При этом был закон о полной покорности жены мужу: «Жена обязана повиноваться мужу своему как главе семейства; пребывать к нему в любви, почтении и в неограниченном послушании, оказывать ему всякое угождение и привязанность», но он нивелировался законом о обязанности мужа заботиться: «Муж обязан любить свою жену, как собственное свое тело, жить с нею в согласии, уважать, защищать, извинять ее недостатки и облегчать ее немощи. Он обязан доставлять жене пропитание и содержание по состоянию и возможности своей», влияние родителей: «Жена обязана преимущественным повиновением воле своего супруга, хотя при том и не освобождается от обязанностей в отношении к ее родителям», т.е. всё очень зыбко и трактуется как угодно, поэтому многое решало давление церкви и традиций, собственная убеждённость женщины в том, что узы брака нерасторжимы и священны, она - рабыня мужа, а "бьёт, значит любит". Но если женщина хотела самостоятельности, она получала её легко, даже крестьянка после 1861 года - у Мамина-Сибиряка есть крестьянки, бросившие мужа и живущие отдельно, у Станюковича таких дворянок немало, если кому-то интересна литература.

В смысле - были монастыри для богатых девиц и вдов, где такие монахини не трудились наравне со всеми? А с
комфортом жили общиной и выполняли только нетяжелые ритуалы например на публичных службах в присутствии знати? А черной и тяжелой работой занимались монахини из бедных?

Именно так. Плюс бедные послушницы, приживалки при богатых монастырях, которым некуда было податься. И бедной могла быть дворянка, а богатая купеческая или мещанская дочка будет спасать душу, балуясь вышивкой и плюшками.
URL
14.12.2021 в 08:50

[L]Гость 07:53[/L], мой мир не будет прежним!
Пока читала, вспомнила, что Пушкин, как женился, перестал иметь дело с издателями, все вопросы решала Натали, и, по свидетельствам издателей, с ней стали невозможны увертки, недоплаты и задержки, которые допускал Пушкин. А Натали вышла замуж в 19 лет.
URL
14.12.2021 в 11:39

И простая логика - если не научили с детства, если не вела бизнес до замужества, откуда навыки в браке?


Я поняла, в чем проблема и недопонимание. Ты называешь "бизнесом" владение собственностью и, соответственно, управление ею.
Спасибо.
URL
14.12.2021 в 11:42

Ты называешь "бизнесом" владение собственностью и, соответственно, управление ею.
А разница? Поместье у дворянки не бизнес? Или лавка у купчихи?
Мимокрок
URL
14.12.2021 в 11:44

А разница? Поместье у дворянки не бизнес? Или лавка у купчихи?

Нет, конечно. Домохозяйство, даже большое, не бизнес в том смысле, как это понимается сейчас.
URL
14.12.2021 в 11:45

П.С. Вот лавка у купчихи - бизнес.
URL
14.12.2021 в 12:04

ТС в срочном порядке пересматривает свои взгляды на историю)))
Анончики, это всё классно и познавательно, но всё-таки, хотелось бы узнать, как собственно уход в монастырь происходил? И если уж на то пошло, и женских монастырей было немного, то куда бы мне свою псковитянку отправить?
URL
14.12.2021 в 12:13

А разница? Поместье у дворянки не бизнес? Или лавка у купчихи?

Нет, конечно. Домохозяйство, даже большое, не бизнес в том смысле, как это понимается сейчас.

И продукцию поместья не надо было продавать оптовикам, не надо делать инвестиции в виде закупки семян, оборудования и скота.
Не путай усадьбу и поместье. Усадьба - это дом+садик+огородик. Поместье - поля, луга, лесные угодья, коровники на сотню-другую голов, отары овец, рыбоводные пруды. В усадьбе жили, а с поместья зарабатывали.

ТС в срочном порядке пересматривает свои взгляды на историю)))
Я тоже, хотя думала, что знаю её неплохо.

как собственно уход в монастырь происходил?
Вот этого не знаю.
URL
14.12.2021 в 12:19

Не путай усадьбу и поместье. Усадьба - это дом+садик+огородик. Поместье - поля, луга, лесные угодья, коровники на сотню-другую голов, отары овец, рыбоводные пруды. В усадьбе жили, а с поместья зарабатывали.
Да-да, я поняла, у тебя в 19 веке Россией правили бизнесмены с поместьями, непонятно только, отчего капитализма не было.
URL
14.12.2021 в 12:45

у тебя в 19 веке Россией правили бизнесмены с поместьями, непонятно только, отчего капитализма не было
Бизнес - это зарабатывание денег, прибыли через имущество и/или услуги. Он и в Древнем Риме у патрициев был.
URL
14.12.2021 в 12:45

как собственно уход в монастырь происходил? И если уж на то пошло, и женских монастырей было немного, то куда бы мне свою псковитянку отправить?
С куда - гуглите женские монастыри в Псковской губернии, затем в тех, что граничат с ней, продвигайтесь в сторону Валаама и т.д. Или отправляйте деву сразу в Москву, она была религиозным центром, гуглите, какие там были монастыри.
А устроиться - проще простого. Для религиозных людей было в порядке вещей пожить несколько дней или даже лет в монастыре, там есть специальный странноприимный дом для паломников всех сортов. Какое пожертвование, такая и комната, такая и еда - от пуховика в отдельной спальне и разрешения от поста по слабости здоровья до сарая с гнилой соломой на полу и чёрствого куска хлеба. Если доход у девы, по меркам конкретного монастыря, выше среднего, то настоятельница сама прибежит её в гостевую келью устраивать и чай ей нальёт. О средней позаботится одна из равных ей монахинь. Если дева хочет принять постриг, то через монахинь передаёт свою просьбу настоятельнице или сама с ней об этом говорит, и та принимает деву в послушницы, если дева ей угодна. Если нет особого распоряжения от епископа/синода/царя, то для пострига надо пробыть какое-то время послушницей, пройти испытания трудом, аскезой и смирением, но их комфорт сильно зависит от грядущего пожертвования и вкусов самой девы - хочет аскезы, хочет в лечебнице жопы мыть или на огороде сорняки полоть, никто не помешает. Хочет просто уйти от света и читать французские романы под плюшки - пожалуйста, только романы класть в обложку от "Жития святых". Обязательные богослужения посещать надо в любом случае.
URL
14.12.2021 в 12:49

Бизнес - это зарабатывание денег, прибыли через имущество и/или услуги. Он и в Древнем Риме у патрициев был.

Анон, я уже сказала, в чем вышло недопонимание. Я считаю некорректным употреблять термин "бизнес" или там "предпринимательская деятельность" к феодальным штукам вроде "вот мое поместье, вот мои крепостные, вот я сено продаю".
Тебе норм - ну окей, у нас тут не совет по защите диссертаций.
URL
14.12.2021 в 12:51

как собственно уход в монастырь происходил?

Один из вариантов вполне в "Гардемаринах" показан. Дева без близкой родни, которую монастырь захапал.
URL
14.12.2021 в 13:04

Один из вариантов вполне в "Гардемаринах" показан. Дева без близкой родни, которую монастырь захапал.
У меня ситуация совершенно другая, и время - лет на 100 позже)))

Гость в 12:45, спасибо!
URL
14.12.2021 в 13:09

Один из вариантов вполне в "Гардемаринах" показан. Дева без близкой родни, которую монастырь захапал.
У девы была опекуншей знатная тётка - религиозная фанатичка, засунула подопечную в монастырь. И в фильме очень странно, когда несовершеннолетняя дева подписывает дарственную, а монастырь принимает в дар земли, завещанные деве отцом - монастыри не могли владеть земельной собственностью сверх определённой ещё Петром Первым нормы, которую сильно урежет Екатерина Вторая. А в фильме времена Елизаветы. О деве сказано "Она к тётке побежала, больше ей идти некуда" - совершеннолетняя сама себе хозяйка на своих землях, без приказа царицы никто к ней подойти не посмеет, а абсолютно бесправны, даже без возможности жить на своей земле, только несовершеннолетние. Но примем, что деве 21, и она тупая/необразованная в ноль, умеет только подпись рисовать, подписала для монастыря распоряжение продать её земли, а деньги принять для богоугодных дел.
URL
14.12.2021 в 13:14

У меня ситуация совершенно другая, и время - лет на 100 позже)))
Но смысл тот же. Дева с детства/любого др. возраста достаточно вовлечена в жизнь монастыря, ездит туда и т.д. Потом говорит о своем желании поступить. Это наверняка согласуется с архиепископом, тот дает добро. Потом она приезжает, становится послушницей и затем - постриг.
У Акунина, кстати, есть немного про монастыри и монашество в серии про Пелагею.
URL

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии
Получать уведомления о новых комментариях на E-mail