Подскажите, пожалуйста, как обстояло дело с электрическим освещением в Москве в 1917-1918 годах? Конкретно: было ли проведено электричество в дома на Мясницкой и прилегающих улицах? Если да, то существовали ли в то время электрические настольные лампы? Если существовали, как они включались?
Теоретически, электрификация Москвы началась задолго до интересующего вас времени. Электростанцию, питавшую Первопрестольную, построили в четырнадцатом году. А дальше начался бардак, то бишь, Первая Мировая, Революция и разруха. Так что хоть в частном особняке, хоть в многоквартирном доме, в данный период были, как минимум, постоянные перебои с электричеством. А то оно и вовсе могло быть отключено.
Это первый нюанс.
Второй. Мясницкая, конечно, условно считалась аристократическим районом, — но именно условно. Москва вообще отличалась (и отголоски этого чувствуются до сих пор) тем, что в ней, в отличие от того же Петербурга, например, никогда не было чёткого деления на элитные и неэлитные районы. Рядом с самым что ни на есть фешенебельным особняком всегда могла торчать какая-нибудь убогая лачужка — и ничего ты с этим не сделаешь. Так что даже на Мясницкой или, скажем, в Харитоньевском переулке, дома были очень разные. А уж где-нибудь в Кривоколенном, Милютинском или Гусятниковом (если говорить о прилегающих) — тем более. В одних домах электричество имелось, в других — не было и помину. Если можете сказать, где именно живут ваши герои (и насколько они состоятельны), постараюсь подсказать, могло в их доме быть электричество или нет.
Электрические настольные лампы уже существовали. Даже два вида: декоративные и рабочие. Рабочие были попроще и часто с зелёным стеклянным абажуром (как в кабинете В.И. Ленина). Декоративные были довольно разнообразны и выглядели примерно так: www.liveinternet.ru/users/5159934/post280331675. Их нередко переделывали из более старых маслянных или керосиновых, прикрепляли шнур с вилкой, которая, соответственно, втыкалась в розетку или вынималась из неё. Мне не раз доводилось видеть старинные лампы и с выключателем на шнуре, но когда именно его изобрели, не знаю, а врать не хочу.
Государственная электрическая станция № 1 им. П.Г. Смидовича — старейшая действующая электростанция России. ГЭС-1 является объектом культурного наследия города Москвы как уникальный памятник промышленной архитектуры. Строительство станции началось в 1896 году, а 28 ноября 1897 года состоялся пуск первой очереди Раушской электростанции суммарной мощностью 3,3 МВт. (с)
Но чаще всего была такая вещь, как частный электродвор. Купец покупал домишко, нанимал инженера и рабочих, они устанавливал в дворе домика n-генераторов на торфе, тянули желающим квартала провода - и купец продавал электричество. Поэтому электрификация в любом городе России с 1876 года была очень хаотической. Начал богатеть квартал - появился электродвор. Именно квартал, электродвора на большее не хватало, но и генераторы дорогими не были, на большой квартал с этажными домами и лифтами их два надо. Поэтому надо смотреть на данный сектор улицы, доходы его обитателей.
У Горького в последнем десятилетии XIX века в какой-то волжской дыре мелкие купчики обзаводились электричеством. А тут Москва, купеческий город, и, как выше сказали, лоскутный. Поэтому забогатевший и обнищавший квартал появлялись где угодно. И не было подземных проводов, над крышами домов и над улицами висела та ещё паутина, причём во всех городах мира. У Булгакова Маргарита, когда летала на щётке, прицеливалась, чтобы, вылетая из окна, не попасть в провода, а затем поднималась выше всех крыш и столбов.
Вот так было.
Ну, всё же не совсем так.
Была, если всё, что написано Анонами выше, правда. И если национализированный электродвор не перестали топить, если рабочие не ушли митинговать, а инженер не эвакуировался в эмиграцию. Если дом подключён к электростанции, их получается две как минимум, то перебоев со светом меньше. Или если в доме живёт комиссар, чекист, прочая публика, способная обеспечить работу электродвора во благо себя. В основном разруха была, голод, керосин и свечки, испорченная канализация. Но не везде.
И смотря кто стучит. Могли перед этим выкрутить пробки в щитке.
ТС, дайте ссылку на вашу работу! Люблю такое.
Их нередко переделывали из более старых маслянных или керосиновых, прикрепляли шнур с вилкой, которая, соответственно, втыкалась в розетку или вынималась из неё. Мне не раз доводилось видеть старинные лампы и с выключателем на шнуре, но когда именно его изобрели, не знаю, а врать не хочу.
В 1879 году Томас Эдисон изобрел лампу накаливания, и первый девайс, где она была использована, был настольной лампой. Выключатель изобрел тогда же, тот же Эдисон - металлический шпенёк с эбонитовой ручкой, поворот на 90 градусов замыкал и размыкал цепь. Крепилось и на шнуре, и на корпусе лампы и лампочки. Другое дело, что если условный рабочий Джон или Шарль, или Ваня, который в своей мастерской возле зажиточного дома чинил всякие бытовые мелочи, легко мог купить провода и переделать керосинки в электро, которое втыкается в розетку и вынимается, то выключатель делали на фабрике, и он дорого стоил до ВМВ включительно - удовольствие не для всех, даже когда электричество 1920х появилось на дальних фермах. Даже люстры были в большинстве не с выключателем, а штепсель воткнули-выдернули. Вообще поворотные выключатели сменились кнопочными только в 1950х.
Вот вам поворотные выключатели начала ХХв, настенный и тот, который был на лампах.
читать дальше
на корпусе лампы возле лампочки.
ТС, дайте ссылку на вашу работу!
Ох, анонче, даже не знаю, как сказать... Это проходной и очень-очень короткий эпизод в работе, которую я пишу сугубо для себя и публиковать не собираюсь. У меня просто есть такой грех: даже в лютой клюквоконопле с тараканами, минимум на четверть написанной с рукой в трусах и не предназначенной для публичной демонстрации, люблю соблюдать, елико возможно, правдоподобие в бытовых мелочах. Наверное, потому, что в чужих работах именно проёбы мелкой мат.части цепляют и бесят (все эти солонки в роли чернильниц в фильмах про 19-й век и тому подобное). Вершина моего задротства - перерыла все имевшиеся дома книги про лекарственные растения, пытаясь хотя бы примерно установить, чем могли лечить раненого стрелой персонажа в фэнтезийно-средневековом сеттинге (при том, что процесс лечения как таковой в фике не был расписан вообще!).