Анон-антисоветчик, тебе мимо! Вопрос не про страдающих диссидентов, а про вполне счастливую и довольную всем комсомолку и позднее её сына.
Как в пятидесятых становились портными/швеями/закройщиками/модельерами в ателье, входящем в местный дом быта? Где учились? Как долго? Как распределялись? Персонажа из небольшого городка надо выучить и вернуть на работу в этот самый городок. Также в её биографию надо вписать брак с уважаемым в городе человеком и ребёнка в двадцать.
Как в семидесятых становились автомеханиками/ремонтниками городского транспорта?
Сколько лет было персонажам на момент окончания школы?
Как в современной России получают рабочие специальности? Понимаю, что вопрос странный, но о рабочих специальностях практически ничего не знаю. Уважаю и ценю чужой труд, но не имею ни малейшего представления, где и как сапожник научился ставить набойки на туфельки вместо износившихся, портной — укорачивать джинсы, а сантехник — чинить краны.
Мне бы в общих чертах всё, чтобы представлять биографию некоторых персонажей. Писать про трудовые будни швеи или автомеханика не планирую, потому что... лучше я про выращивание булочек с маком на деревьях напишу, и то больше на правду похоже будет.
Как в пятидесятых становились портными/швеями/закройщиками/модельерами в ателье, входящем в местный дом быта? Где учились? Как долго? Как распределялись? Персонажа из небольшого городка надо выучить и вернуть на работу в этот самый городок. Также в её биографию надо вписать брак с уважаемым в городе человеком и ребёнка в двадцать.
Как в семидесятых становились автомеханиками/ремонтниками городского транспорта?
Сколько лет было персонажам на момент окончания школы?
Как в современной России получают рабочие специальности? Понимаю, что вопрос странный, но о рабочих специальностях практически ничего не знаю. Уважаю и ценю чужой труд, но не имею ни малейшего представления, где и как сапожник научился ставить набойки на туфельки вместо износившихся, портной — укорачивать джинсы, а сантехник — чинить краны.
Мне бы в общих чертах всё, чтобы представлять биографию некоторых персонажей. Писать про трудовые будни швеи или автомеханика не планирую, потому что... лучше я про выращивание булочек с маком на деревьях напишу, и то больше на правду похоже будет.
ПТУ в основном. Два, редко три года, но не после десятилетки, а после 7-8 классов. После десятилетки год вроде... ПТУ давало и недоданное в средней школе общее.
В семидесятые так же. А распределяли как обычно: заводы подавали заявки, училища и вузы по ним распределяли выпускников.
Как в современной России получают рабочие специальности?
Практически так же)). Только ПТУ называются колледжами, и нет распределения.
Сколько лет было персонажам на момент окончания школы?
В первый класс шли в семь лет. Можно было учиться в школе 8 лет и идти в ПТУ, на момент окончания школы ученику 15 лет. Можно было учиться в школе 10 лет и идти в институт, на момент окончания школы ученику 17 лет. Обучение в ПТУ занимало три года.
И ещё, ТС. Училища в СССР были повсюду, не только в крупных городах, а даже в самых задрипанных. В райцентрах бывали даже техникумы (это ещё не вуз, но круче пту. Аналог нынешнего бакалаврата).
Поэтому "выучить на рабочую специальность персонажа в маленьком городе" в те времена можно было вообще никуда его не вывозя. Если нужно именно вывезти, то придумай предлог получше - например, редкую специальность, требующую минимум уровня техникума.
ПТУ. После 8 класса 3 года=школа+профессия, после 10 класса год-полтора, распределение как у всех.
Швея - прострачивает одну деталь всю жизнь, работает в бригаде, на фабрике, обучение на производстве 3 месяца.
Портниха - умеет шить всё изделие от до, но не умеет кроить, работает в ателье, деление на мужских портных, женской лёгкой одежды, женской верхней одежды, всё это разные специальности с разными факультетами.
Закройщик - умеет кроить и шить, но на работе шьёт, а только кроит и делает примерки заказчику. Тоже деление на мужских портных, женской лёгкой одежды, женской верхней одежды.
В ателье обычно было на 1 закройщика 10-15 портных, закройщиков 1-3.
Персонажа из небольшого городка надо выучить и вернуть на работу в этот самый городок.
Тогда ателье в её городе должно направить в ПТУ запрос на это деву. Такое практиковалось и предпочиталось, потому что меньше риска, что забогатев, дева свалит из жопы в город получше, поскольку родители здесь, а их везти тогда было очень сложно.
И портниха в Совке, да ещё в маленьком городке будет жить на левых заказах как кума королю. Тотальный дефицит одежды позволял портнихам, которые более-менее с руками, драть с заказчиков и особенно с заказчиц тройной-четверной гонорар за работу, обзаводиться блатом в магазинах и у партфункционеров, потому что даже спекулянтских шмоток и моднявых тряпок из спецмагазинов на всех не хватало, и портниха с умением кроить и тем более закройщица была весьма и весьма ценна, в ателье были очереди из заказчиц на месяц-два вперёд. Портниха и тем более закройщица за два года могла на постройку дома с нуля заработать, машину купить без проблем, что по совковым меркам было супер-богатством. Если закройщица и пара портных объединялись в нелегальное ателье - это вообще золотое дно было.
Смотря где. У нас все ПТУ были только в райцентре, при них большие общаги. Плюс ПТУ в Задрищенске, не смотря на то, что они там были, и немало их было по Задрищескам, могло не иметь именно швейного отделения, на такую учебу надо ехать в райцентр, а то и в область.
Моя мать бросила школу, пошла на фабрику работать, ученица швеи, одновременно - вечерняя школа (50е)
Я после десятого класса пришла сразу на завод, два месяца в учебном цеху, потом слесарь сборщик радиоаппаратуры 2 разряда, потому что не было 18 лет. те, кто был старше, стали радиомонтажниками после этих же занятий. (70е)
Еще можно получить специальность по программе переподготовки от центра занятости. У меня муж и брат так после армии получили дополнительные рабочие специальности электриков. Их направили на курсы, они отучились, отработали практику. Мужики с руками дома -бесценно. При том что у обоих есть дипломы вышки. Можно было получить направление на предприятие в итоге или пойти в вольное плавание.
До начала 70-х не обязательно было доучиваться в вечерней школе, она была нужна, только если хочешь поступить на вечернее или заочное в техникум и стать зав.ателье - это была очень выгодная должность. Только на перепродаже тканей, которые в ателье поступали (висели в холле на витрине, их могли купить только заказчики, висел страх и ужас, а красивые ткани только по дружбе с зав.ателье и с солидной доплатой), заведующие имели немалые деньги, а на пошиве левых заказов еще больше.
Вот кстати да. Чем дальше от больших городов — тем меньше было людей даже со средним образованием. Когда строили МГУ на Воробьёвых горах, это как раз пятидесятые, то на стройке работала молодёжь из Мордовии, и некоторые из них, особенно девчонки, даже читать толком не умели — ни по-русски, ни по-мордовски. Студиозусы проводили им ликбез, и загонять учеников на занятия приходилось чуть ли не силой, все твердили "Из мордовки писаря не выйдет". Мама рассказывала, что у неё была одна способная и интересующаяся ученица, которая потом вдруг резко перестала ходить на занятия. Как оказалось — вышла замуж, и грамота уже стала не нужна.
Действительно, особенно в ранние годы советской власти простые рабочие специальности получали в основном сразу на производстве, за месяц-два, а потом по мере накопления стажа и опыта сдавали на разряд или проходили курсы повышения квалификации и после них получали разряд. Если вы увидите название ФЗО, школа фабрично-заводского обучения, то это как раз оно. Разница между ФЗО и ФЗУ в том, что ФЗО это обучающее подразделение на производстве, а ФЗУ - отдельное учебное заведение. В 70-х такого было уже поменьше, потому что индустриализация и задача как можно больше колхозников загнать на заводы уже не стояла, а инфраструктура именно учебных заведений уже была выстроена. Так что путем пойти на швейную фабрику, выучиться там на швею, потом без отрыва от производства обучаться дальше на портного и закройщика шло уже заметно меньше людей. Если стоит задача уехать из маленького городка в большой, где есть крупная швейная фобрика, которая предоставляет общежитие, одновременно есть необходимость уже в этом возрасте зарабатывать деньги и если возраст достаточный. Учеником на завод можно было пойти с 16 лет по закону, а выпускнику 8 класса 15. Либо персонажу исполняется 16 через месяц-два после окончания школы, либо он должен поплясать с бубном, чтобы его приняли в 15.
В дополнение вышесказанному. Дом быта — это уже 70-80-е годы, в пятидесятых были просто ателье, особенно в небольших городах.
Портниха в пятидесятые — профессия сытая, денежная, и даже простая швея-мотористка на швейной фабрике, та, что всю жизнь прострачивала только правую полу телогреек, имела доступ к хорошим ниткам, фурнитуре и т.п. Во времена тотального послевоенного дефицита солидный бонус. Это я к тому, что просто так, "с улицы" попасть в ФЗУ именно "на швею" было непросто, вот на штукатура-маляра — пожалуйста! Так что девочке из маленького городка нужна либо родственница (как вариант, хорошая знакомая) которая её туда протолкнет, либо льготы (дочь погибшего фронтовика-орденоносца, инвалида войны и т.п.)
То же самое с автомеханиками в 70-е. В ПТУ это была одна из самых престижных специальностей, если на слесаря-сантехника гребли всех подряд, то здесь был конкурс, откровенных раздолбаев не брали.
Невозможно из швеи-мотористки попасть в ателье. Никак. Нет нужных навыков. На фабрике можно через повышение квалификации стать фабричной закройщицей, это резко вверх по левым деньгам, но опять же в ателье не возьмут даже портной, а мастером-закройщиком индпошива стать тем более не светит, нет нужных навыков у тех, кто обучен делать 5-6 кроев примитивных изделий. Уволиться из ателье и устроиться на фабрику - сколько угодно, но это было огромным понижением социального статуса и денежно-вещевого дохода (часто платили за левый заказ, доплачивали к официальному заказу не деньгами, а дефицитными вещами и продуктами, и то, что с фабрики выносили швеи и закройщицы, тоже чаще не продавали за деньги, а меняли на всякие полезности или вкусности).
девочке из маленького городка нужна либо родственница (как вариант, хорошая знакомая) которая её туда протолкнет, либо льготы (дочь погибшего фронтовика-орденоносца, инвалида войны и т.п.)
В ателье еще сложнее. Это была закрытая каста из родственников и полезных знакомых, даже в 70-е, когда ателье и домов быта стало много, появилось немало ПТУ для портных и закройщиков, все учебные группы на портных и закройщиков все равно забивались заранее родственниками и знакомыми. Со швейными фабриками - смотря какая фабрика. Где-то каждые три месяца объявление о приеме учениц, где-то группы заполнены через блат. До 70-х любая швейная фабрика - место престижное, не для всех.
До 1963 года это называлось ФЗУ, школа фабрично-заводского ученичества (в просторечии фазанка), еще раньше - ремесленное училище. Швей, портных, закройщиков также обучали в ПТУ.
После семилетки (с 1958 года — восьмилетки)
Спасибо. Выходит, у героини семилетка. 1958 год — это уже год рождения её сына. Даты рождения сюжетом прибиты намертво, увы.
Швея - прострачивает одну деталь всю жизнь, работает в бригаде, на фабрике, обучение на производстве 3 месяца.
Портниха - умеет шить всё изделие от до, но не умеет кроить, работает в ателье, деление на мужских портных, женской лёгкой одежды, женской верхней одежды, всё это разные специальности с разными факультетами.
Закройщик - умеет кроить и шить, но на работе шьёт, а только кроит и делает примерки заказчику. Тоже деление на мужских портных, женской лёгкой одежды, женской верхней одежды.
В ателье обычно было на 1 закройщика 10-15 портных, закройщиков 1-3.
Спасибо! Мне нужно, чтобы эта героиня была закройщиком женской лёгкой одежды.
ТС
Поэтому "выучить на рабочую специальность персонажа в маленьком городе" в те времена можно было вообще никуда его не вывозя. Если нужно именно вывезти, то придумай предлог получше - например, редкую специальность, требующую минимум уровня техникума.
и
Смотря где. У нас все ПТУ были только в райцентре, при них большие общаги. Плюс ПТУ в Задрищенске, не смотря на то, что они там были, и немало их было по Задрищескам, могло не иметь именно швейного отделения, на такую учебу надо ехать в райцентр, а то и в область.
и
Если стоит задача уехать из маленького городка в большой, где есть крупная швейная фобрика, которая предоставляет общежитие,
Город я не называю (просмотрела в Википедии несколько статей о похожих на предполагаемый городах Ленинградской области и Карелии, но ничего не выбрала), чтобы не начать гуглить, когда открылись конкретные ателье конкретного города, но городок должен быть маленьким и остаться маленьким (лес в пешей, пусть и не шаговой, доступности, а не час на метро до электрички и ещё час на электричке, чтобы выехать из пригородов) и сейчас, но при этом всё же иметь какие-то блага цивилизации (ателье, автовокзал тогда, местечковый театр, дом культуры или кинотеатр сейчас). Цели вывозить девицу на учёбу куда-то нет, но небольшой размер городка это предполагает.
В дополнение вышесказанному. Дом быта — это уже 70-80-е годы, в пятидесятых были просто ателье, особенно в небольших городах.
Спасибо, что спасли от анахронизма! Пусть будет просто ателье. Нужно именно ателье, а не фабрика.
У меня тут дальше должен быть комментарий с вопросами, но я их пытаюсь сформулировать получше... Мне из-за возраста выпускников (мы-то почти всё выпускались восемнадцатилетними, а им было меньше, что было упущено из виду — привычка, что классов одиннадцать, сказалась — при написании флешбека о прилюдном предложении руки сердца прямо на выпускном) надо кое-что корректировать (либо вырезать совсем и придумывать другое обоснование действиям персонажей в почти современности, либо менять школьный выпускной на окончание обучения рабочей специальности, причём проблема полностью всë равно не решается, так как брачный возраст с 18, а делать предложение за год до возможности сыграть свадьбу как-то странно, если что, там возраст ещë одного персонажа, про которого не спрашивалось в этом вопросе, надо учитывать, а у него "прибит" не только год, но и месяц май в дате рождения, причём специальность уже подразумевает все классы и высшее образование), так что возник вопрос, были ли выпускные после получения рабочей специальности, были ли у таких учащихся каникулы, как в школе, чем они вообще летом занимались, можно ли летом, если каникулы были, поехать домой и помогать в местном ателье... Короче, намучаюсь я с этими ранними (всë в соответствии с законом, просто кому-то нормально вступать в брак в 18-19, а кому-то и в 30 рановато ещë) браками и ранними детьми персонажей и их образованием.
Дядька заканчивал ПТУ в конце 70-х, именно "выпускного", как в школе, у них не было, но было торжественное вручение свидетельств, состоявшее из двух частей, официальной и неофициальной. Сначала всех собрали в актовом зале, вручили те самые свидетельства об окончании училища, директор их поздравила и пожелала "молодой рабочей смене" успехов в начинающейся трудовой жизни. На этом официальная часть закончилась, и они всей группой двинулись домой к старосте, где заранее в складчину организовали стол, чтобы отметить радостное событие. Поначалу все было чинно-благородно, но под конец "молодая рабочая смена" все-таки упилась до соплей. Дядька вспоминает, что родители потом не очень-то и ругались, ведь дите теперь считалось взрослым, профессию имело.
были ли у таких учащихся каникулы, как в школе, чем они вообще летом занимались, можно ли летом, если каникулы были, поехать домой и помогать в местном ателье...
Смотря сколько учились. Если в ПТУ шли после 8 класса, учиться надо было года три, и каникулы, конечно, были. Но летом обязательно была производственная практика, где-то около месяца, которую проходили на предприятиях в зависимости от специальности. Прошел практику - свобода до сентября. Теоретически героиня могла договориться, что пройдет такую практику в ателье родного города, а потом помогать в ателье неофициально — для нее какой-никакой заработок, портнихам помощь, и все довольны.
А после 10 класса в ПТУ учились год-полтора, тут уж без каникул.
и
ПТУ в конце 70-х, именно "выпускного", как в школе, у них не было, но было торжественное вручение свидетельств, состоявшее из двух частей, официальной и неофициальной. Сначала всех собрали в актовом зале, вручили те самые свидетельства об окончании училища, директор их поздравила и пожелала "молодой рабочей смене" успехов в начинающейся трудовой жизни. На этом официальная часть закончилась, и они всей группой двинулись домой к старосте, где заранее в складчину организовали стол, чтобы отметить радостное событие. Поначалу все было чинно-благородно,
Спасибо, анончики! Тогда хоть какое-то подобие выпускного ожидать логично. Проблему с возрастом всё равно надо как-то решать даже после этого перекраивания с заменой школьного выпускного этим. Кажется, уже выстраивается что-то в голове, но очень смутно.
Тогда ателье в её городе должно направить в ПТУ запрос на это деву. Такое практиковалось и предпочиталось, потому что меньше риска, что забогатев, дева свалит из жопы в город получше, поскольку родители здесь, а их везти тогда было очень сложно.
Благодарю. Раз практиковалось и предпочиталось, замечательно! Хоть тут новое обоснование не требуется придумывать, поскольку старое накрылось медным тазом.
Сапожники не учатся нигде). То есть совсем. За месяц практики под приглядом опытного товарища научиться ремонтировать обувь может вообще любой, даже безрукий придурок-двоечник после восьми классов. Факт, проверено опытом.
Кто б меня научил! Вышла бы приличная экономия, причём не только денег, но и времени на беготню с туфельками да сапожками к сапожнику в часы его работы.
Сегодня также есть система ССУЗов - колледжи и техникумы. Правда ряд специальностей уже выведена из реестра учебных специальностей, типа электриков и маляров. Для этого достаточно краткосрочных курсов.
Еще можно получить специальность по программе переподготовки от центра занятости. У меня муж и брат так после армии получили дополнительные рабочие специальности электриков. Их направили на курсы, они отучились, отработали практику. Мужики с руками дома -бесценно. При том что у обоих есть дипломы вышки. Можно было получить направление на предприятие в итоге или пойти в вольное плавание.
Умение что-то делать руками прекрасно вне зависимости от пола. Самостоятельно чинить технику — это круто. Интересно, это только после армии или можно прийти и тоже выучиться на электрика? В любом случае благодарю за информацию.
Если по сюжету вам не обязательно, чтобы героиня окончила средне-техническое учебное заведение, то без него можно и обойтись. После семилетки (с 1958 года — восьмилетки) девушка могла и сразу устроиться на работу ученицей швеи (закройщицы или портнихи). Хоть как-то шить в те годы умели почти все женщины, во всяком случае, очень многие, так что начинала она не с нуля, и дальнейшее обучение могла проходить, как это называлось, "без отрыва от производства". Кстати, в техникумах можно было учиться и заочно.
и
необязательно было заканчивать ПТУ, чтобы получить специальность.
Моя мать бросила школу, пошла на фабрику работать, ученица швеи, одновременно - вечерняя школа (50е)
и
При ателье даже в больших городах были группы учениц портных, в мелких только так и учились. Полгода обучения на производстве > экзамен на мастера-портного > получение разряда, 7-й был высшим и только после стажа, но если очень постараться, можно было на экзамене получить 6-й, для ателье минимальный 4-й, если ниже, то на фабрику. Год-два работы портнихой > ученица закройщицы на полгода > экзамен на мастера-закройщика > разряд с 4 по 6 > работает закройщиком. От разряда зависела зарплата.
Спасибо, аноны! Рассмотрю для героини такую возможность, но всё же желателен выпускной.
До начала 70-х не обязательно было доучиваться в вечерней школе, она была нужна, только если хочешь поступить на вечернее или заочное в техникум и стать зав.ателье - это была очень выгодная должность.
Полезная информация! Спасибо! Эх, придётся её ещё и в техникум заочно устраивать...
В дополнение: швейная фабрика и ателье - это разные системы! Швея и портная, фабричный закройщик и закройщик индпошива - это разные специальности!
Спасибо! Делаем из героини закройщика индпошива.
Логично, причём логично для всех задействованных лиц.
А после 10 класса в ПТУ учились год-полтора, тут уж без каникул.
А вот и нужное восемнадцатилетие после выпуска, но меня слегка смущает то, что изначально планируется идти получать рабочую специальность, а не в вуз. Шли ли при таком раскладе в старшие классы?
Внезапно возник вопрос по поводу сына закройщика... До меня дошло, что он мужского пола, из-за чего у него, вероятно, были какие-то взаимоотношения с армией. Если он после ПТУ распределяется работать по специальности, то что там с армией у него?
Планы могли поменяться, в жизни всякое бывает. Например, в 8-м классе был мальчик-колокольчик, хотел дальше учиться, в институт поступать, а в 9-м связался с плохой компанией, еле-еле аттестат получил и пошел в ПТУ; или мама мечтала о высшем образовании для дитятки и заставила идти в 9-й, а дитятке эта "вышка" даром не сдалась, после школы отнес документы в ПТУ и т.д.
Стоит учитывать, что в 70-х престиж рабочих специальностей сильно упал, и, несмотря на то, что иные работяги получали больше инженера, родители частенько пугали своих чадушек: "Не будешь хорошо учиться — пойдешь к дебилам в ПТУ". Так что окончить десять классов было престижнее.
что там с армией у него?
Если не студент ВУЗа и стукнуло восемнадцать, надо идти служить. Правда, мама-закройщица может попытаться сына отмазать, у нее ведь везде блат, а жены военкомов и глав врачебных комиссий тоже хотят модно одеваться. Так что у него может внезапно обнаружиться язва, порок сердца или жуткий сколиоз.
Еще вариант: если парень автомеханик, в армии наверняка пойдет в автобат. Мама, используя связи, может пристроить сынулю в гараж при каком-нибудь штабе, и будет он все два года чинить генеральские "Волги". И долг Родине отдаст, и сильно напрягаться не придется, сплошные ништяки.
Подойдёт!
Если не студент ВУЗа и стукнуло восемнадцать, надо идти служить.
А если учащийся ПТУ? Из ПТУ забирали или нет? А что в приоритете: армия или работа по распределению? Вот пошёл после 8 или 10 классов юноша в ПТУ, окончил юноша ПТУ в 18, его должны куда-то распределить, его должны забрать в армию... Распределение или армия до него сначала доберётся?
Вот тут пишут:
читать дальше
Получается, в работе по распределению делался перерыв на службу в армии, после чего работа возобновлялась?
Надо парню 1958 года рождения организовать учёбу на автомеханика, после неё тоже довольно-таки ранний брак с ровесницей, которая пойдёт, следуя родительскому примеру, в вуз (как учёба сочеталась с декретным отпуском и рождением ребёнка, не знаю, но на момент основного действия эта женщина уже давно мертва, поэтому опустим эти подробности с нянями, найденными для единственного ребёнка их единственных детей весьма уважаемыми и ценимыми в городе бабушками: заведующей ателье и главврача), работу по распределению, армию и ребёнка 1979 года рождения.
Реалистично ли следующее: школа, ПТУ, распределение домой (мама подсуетилась), женитьба в 18 на подруге детства, сразу же уход в армию (ремонт генеральских «Волг»), возвращение из армии на работу, появление ребёнка?
Я так понимаю, в этом случае можно выбирать между вариантами "8 классов+2-3 года ПТУ" и "10 классов и 1-1,5 года ПТУ", но постараюсь избежать озвучивания выбранного варианта в тексте.
Так что у него может внезапно обнаружиться язва, порок сердца или жуткий сколиоз.
Исключено по сюжету. Он тот ещё здоровяк даже в свои почти шестьдесят, когда и происходит основное действие текста, в котором будет эпизод с вечером воспоминаний. Понятно, что персонажи не писать автобиографии будут, но мне нужно понимать, что они могут вспоминать, поэтому биографии персонажей с выверенной хронологией нужны для меня, чтобы не запутаться, при этом не факт, что всё это войдёт в текст.
Из ПТУ большей частью распределяли в город, в котором это ПТУ и находится. У меня среди родителей подруг довольно много историй как под копирку : "сбежала" от родителей, села наобум на поезд, поступила в ПТУ, только и различается - строительное,швейное. Все в нашем городе и осели.
В городе ж должны быть и заводы и станции ТО, где ребята из ПТУ практику проходят. Там же как чуть-чуть теории - сразу практика, чуть-чуть теории - практика.
Еще вариант - поменяться. У меня мама заканчивала ВУЗ в Одессе, получила направление в Липецк. Поменялась с мальчиком из Липецка на Николаев.
Я к тому, что если не хочешь описывать, как мама напрягала связи, то спокойно можно обойтись без этого, и это не будет совой.
Еще вариант. Сосед пожилой рассказывал. Он, как тут выше говорилось, без отрыва от производста тоже отучился на механика, а в армии ему предложили на выбор отучиться не помню на кого и продолжить служить или вернуться на старое место. То есть хорошему специалисту могли предоставить выбор.
У выросшего в наукограде ТС никто из родни и знакомых в армии не служил (не потому, что это хорошо или плохо, не из-за старательного избегания, просто, вероятно, это связано с учёбой, со всякими там военными кафедрами и последующей научной деятельностью), кроме одного дальнего родственника, поступившего в военный вуз, что всех нас шокировало, но и у него служба не такая, как при обычном призыве, поэтому про армию для персонажа мужского пола ТС вспомнил лишь случайно и после всего остального. Считайте, озарило, что армия вообще существовала и в неё призывали, как бы нелепо это ни звучало. Спасибо, что объяснили, как это происходило.
Кстати, не обязательно чинит генеральские Волги, не видя реальной армии. Можно попасть в войска связи или в Автобат будет и интересно и достаточно сложно итд.
Поскольку во всём этом не разбираюсь и ни писать бред, ни истязать обоснуй сверх меры не хочу, армейские байки он у меня травить не будет, а вот обычную историю начать с упоминания, что произошла она года через два после его возвращения из армии, может. Чем бы он ни занимался в армии, мне нужно выделить в его биографии два года под службу в ней. В любом случае спасибо за информацию!
Я к тому, что если не хочешь описывать, как мама напрягала связи, то спокойно можно обойтись без этого, и это не будет совой.
Отлично! Мне не хотелось бы делать эту уважаемую даму весьма почтенных лет совсем уж взяточницей и т.д.. В конце концов, может же гараж городского транспорта в его родном городе нуждаться в автомеханике?
Еще вариант. Сосед пожилой рассказывал. Он, как тут выше говорилось, без отрыва от производства тоже отучился на механика, а в армии ему предложили на выбор отучиться не помню на кого и продолжить служить или вернуться на старое место. То есть хорошему специалисту могли предоставить выбор.
Тоже нормальный вариант.
Только не два, а три или три с половиной. Отец в середине 60 х вообще отслужил 4 года и два месяца, но это он в пик попал, потом сократили.