Два вопроса по РИ середины 19 века.
1. Как в те времена обстояли дела с правами мусульман? Можно ли им было проживать в Москве и Петербурге, состоять на государственной службе (в частности, на военной), сохраняя свою веру? У меня есть сведения только про татар, занимавшихся извозом в столицах, но это не совсем то.
2. В наличии англичанин - мелкий дворянин, очень хорошо образованный, имеющий опыт военной службы и в принципе к службе годный (возраст чуть за 30, здоровье в порядке). В силу личных обстоятельств он, так сказать, не сошёлся характером с британским высшим обществом и перебрался на ПМЖ в Российскую империю. Происходит это в 1850х годах. Как бы это половчее сделать? У меня есть два варианта в рассмотрении: либо персонаж будет участником Крымской войны, попадёт в плен и попросится в российское подданство, либо уже после войны скажет соотечественникам "подайте шляпу и пальто, ебал я ваши именины" и свалит, громко хлопнув дверью. Какой вариант лучше реализовать с тем, чтобы в дальнейшем персонаж смог вести нормальную жизнь? Если это играет роль, по официальному вероисповеданию персонаж - протестант англиканского толка, по мироощущению - скорее, атеист, но своим атеизмом, как вчерашними трусами, не размахивает.
Смотря каких. Имеет значение национальность, подданство, сословие, род занятий. Ситуации бывали разные, но в целом отношение общества и особенно церкви настороженное.
Можно ли им было проживать в Москве и Петербурге
Да.
состоять на государственной службе (в частности, на военной), сохраняя свою веру?
Речь, я так понимаю, об офицерских чинах? Подозреваю, что такое маловероятно. А то получилось бы, что офицеру нужно вести войска в бой, а у него намаз.
У меня есть сведения только про татар, занимавшихся извозом в столицах, но это не совсем то.
Погуглите "ислам в Российской империи", материала в сети много.
2)Какой вариант лучше реализовать с тем, чтобы в дальнейшем персонаж смог вести нормальную жизнь? Что подразумевается под нормальной жизнью? На какие средства персонаж будет жить в России, чем заниматься?
Чуть было не ляпнула "поступит на государственную службу", но сообразила, что об этой самой службе в заявленную эпоху я знаю примерно ничего. Персонаж может зарабатывать на жизнь писательством или переводами (он - неплохой сочинитель, к тому же полиглот, с десяток европейских языков знает "как родные", до событий фика помотался по миру и способен описать свои впечатления так, что все зачитываться будут), может заняться преподавательской деятельностью (лингвистика, география). Если реализовывать второй вариант, у него ещё и средства будут на первоначальное обустройство (а может, даже повезёт какое-никакое именьице прикупить). Если при смене подданства за ним сохранится дворянский титул, будет возможность выгодно жениться, и даже ко взаимному удовольствию (персонаж отнюдь не страхолюден, обходителен, не пьяница, с гетеросексуальностью и либидо у него всё в порядке). На военную службу вчерашнего иностранца, насколько я понимаю, не возьмут в любом случае.
Речь, я так понимаю, об офицерских чинах? Подозреваю, что такое маловероятно. А то получилось бы, что офицеру нужно вести войска в бой, а у него намаз.
А солдатам намаза не полагается, что ли? Или мусульман в РИ на военную службу не брали вообще ни в каких чинах? Это не доёбка, а в порядке разбора непоняток, есличо.
Нет, почему? Служили в российской армии иностранцы, особенно в восемнадцатом столетии, тому немало примеров. Другое дело, что с такой биографией вашего героя весьма вероятно сочтут за шпиона или, в лучшем случае, авантюриста.
с десяток европейских языков знает "как родные"
А вот в это поверить уже труднее. Где и как он их выучил?
Персонаж может зарабатывать на жизнь писательством или переводами.
Да, на сносную жизнь литературой и преподаванием заработать было можно, но палат каменных явно не нажить. Писателей и переводчиков у нас своих хватало, и русский язык они знали явно лучше. То же и с преподаванием, ведь, насколько я понимаю, такого опыта у персонажа нет, он военный, а не профессор. Издавать свои мемуары — да, вполне возможно, приключенческая беллетристика во все времена была востребована, но это не "высокая литература", и гонорары там были не такие как у Тургенева. Когда это единственный источник дохода, то имения с этих заработков вряд ли купишь. Опять же, имение — это не процент в банке, чтобы оно приносило доход, им надо уметь управлять.
Если при смене подданства за ним сохранится дворянский титул,
А что может этому помешать?
будет возможность выгодно жениться, и даже ко взаимному удовольствию (персонаж отнюдь не страхолюден, обходителен, не пьяница, с гетеросексуальностью и либидо у него всё в порядке)
Если у вашего героя нет капитала (а его, я так понимаю, нет) и положения в обществе, то он не такая уж хорошая партия. Как минимум в высшем свете.
Ни разу не специалист по военной истории, но, насколько я знаю, мусульмане служили в специальных подразделениях по национальному признаку, таких как Башкирское войско.
В одной из книг по истории русской армии приводилась длинная цитата из мемуаров офицера, в которой описывалась церемония принятия присяги новобранцами в одном из полков. Православные присягали полковому попу, католики (поляки и пр.) - ксендзу (одному на весь гарнизон), лютеране (остзейские немцы и пр.) - главе своей местной общины (одному из офицеров-лютеран), мусульмане - мулле и т. п., вплоть до двух случайно затесавшихся в солдаты представителей первобытных народов севера, которые присягали полковому командиру как своему военному вождю.
мусульмане служили в специальных подразделениях по национальному признаку, таких как Башкирское войско.
В таблицах Шенка (1910-11 гг.) значатся Дагестанский конный полк, Осетинский конный дивизион и Туркменский конно-иррегулярный дивизион. Вассальные Росиии среднеазиатские феодалы, как правило, числились по этому дивизиону и носили в торжественных случаях его - весьма живописную - форму.
Если англичанин-протестант хотел переехать в РИ и жить там, то он это спокойно мог сделать. Если нужно, чтобы он пошел на военную службу, то тогда это в 99% делалось через знакомых - писались рекомендательные письма, тем более, что он же не рядовым пойдет служить. Жить, работать и даже служить - правда, не во всех полках, - можно было и оставаясь британским подданным, если что. Если вам нужно, чтобы он пошел по гражданской стезе - то ещё проще - дайте ему любую полезную профессию и, желательно, стартовый капитал. Иностранных граждан, которые жили и работали в РИ, было дофига и больше. Никаких проблем с тем, что англичанин и протестант, у него не будет.
Ну, возможно, я слегка преувеличила насчёт числа европейских языков в активе у персонажа, но все основные (английский, французский и немецкий) он знает настолько, что может на них свободно изъясняться и читать-писать-переводить, не скатываясь в "по морю плыли три зловещих метра акулы". Более того, у персонажа есть отдалённый исторический прототип, который знал около 30 языков (я думаю, не все идеально, но говорить мог спокойно и выполнял хорошие литературные переводы с неевропейской экзотики).
Да, на сносную жизнь литературой и преподаванием заработать было можно
А нам с персонажем того и нужно)))
Если у вашего героя нет капитала (а его, я так понимаю, нет) и положения в обществе, то он не такая уж хорошая партия. Как минимум в высшем свете.
Выгодно женились отнюдь не на представительницах высшего света.
Мусульман и призывали в солдаты (вспомните купринский "Поединок", где на первой же странице показан новобранец-татарин, запутавшийся в командах на малознакомом ему русском языке), и производили в офицерские чины, вплоть до высших. Существовали и специальные разновидности орденов для нехристиан - с заменой христианских символов на государственный герб.
"Поединок", к стыду своему, не читала, но вот военные ордена для нехристиан видела.
В одной из книг по истории русской армии приводилась длинная цитата из мемуаров офицера, в которой описывалась церемония принятия присяги новобранцами в одном из полков. Православные присягали полковому попу, католики (поляки и пр.) - ксендзу (одному на весь гарнизон), лютеране (остзейские немцы и пр.) - главе своей местной общины (одному из офицеров-лютеран), мусульмане - мулле и т. п., вплоть до двух случайно затесавшихся в солдаты представителей первобытных народов севера, которые присягали полковому командиру как своему военному вождю.
А название книги не подскажете? Аж прочитать захотелось)))
ТС, очень вам советую - тем более, если вы пишете что-то около историческое, - начать хотя бы со Свода Законов РИ. Оттуда вы узнаете, что никаких ограничений на военную службу, на проживание в столицах, на занятие должностей на гражданке у мусульман в РИ не было.
Если англичанин-протестант хотел переехать в РИ и жить там, то он это спокойно мог сделать. Если нужно, чтобы он пошел на военную службу, то тогда это в 99% делалось через знакомых - писались рекомендательные письма, тем более, что он же не рядовым пойдет служить. Жить, работать и даже служить - правда, не во всех полках, - можно было и оставаясь британским подданным, если что. Если вам нужно, чтобы он пошел по гражданской стезе - то ещё проще - дайте ему любую полезную профессию и, желательно, стартовый капитал. Иностранных граждан, которые жили и работали в РИ, было дофига и больше. Никаких проблем с тем, что англичанин и протестант, у него не будет.
Большое спасибо! Я так понимаю, что и жениться на российской подданной ему не возбранялось? (У Генриха Шлимана первая жена была русской и православной)