Анон где-то слышал, что ПТСР не развивался у солдат на протяжении большей части человеческой истории: люди жили в таких условиях и так часто видели смерть, что война не была для них достаточно травматичной. Анону такая теория кажется сомнительной, но он не специалист, поэтому просит разбирающихся людей как-то это прокомментировать или кинуть ссылку на исследования на эту тему.

@темы: Психология/психиатрия, Армия/вооруженные силы/смежные вопросы, Войны/вооруженные конфликты

Комментарии
20.11.2015 в 14:21

Я не психолог, а историк, могу высказаться как наблюдатель явления. ПТСР все-таки бывал, причем даже у части высшего командования, после встречи с каким-то очень уж жестким явлением военного времени. У людей появлялось отвращение к войне и силовому методу решения конфликта, депрессии, склонность к истерии и самоубийствам. Для пруфа гуглим наполеоновского генерала Жюно (чсх, кончил как раз самоубийством, предположительно, в припадке психической болезни) и вообще материал о наполеоновских войнах в Испании (осада Гренады и испанское сопротивление в т.ч.). Подчеркиваю, конкретно испанские кампании, поскольку специфика народного сопротивления располагала к появлению ПТСР.
20.11.2015 в 16:15

Таки да, сомнительно. Для начала, разграничим, что "не было такого" и "не было обозначающего слова" - это две разные вещи. То, что термина ПТСР не было, существования самого явления не отменяет.
Плюсую к истории наполеоновских войн и испанской кампании.
Из более раннего - менталитет средневекового человека, существует версия что все эти верования в видения/колдовство/явления святых или нечистой силы и прочие массовые психозы - как раз побочка от условий жизни. Психика у людей просто не выдерживала.
20.11.2015 в 17:29

Возьмите практически любого взрослого персонажа классической литературы, которому довелось повоевать, — и он почти наверняка будет вспоминать пережитую войну. А это как раз один из основных признаков ПТСР.
20.11.2015 в 19:47

Возьмите практически любого взрослого персонажа классической литературы, которому довелось повоевать, — и он почти наверняка будет вспоминать пережитую войну. А это как раз один из основных признаков ПТСР.
А без ПТСР он о войне забудет начисто? :gigi:
Человек в норме должен помнить ключевые события своей жизни - а война таковым безусловно является. И желание поговорить об этих событиях тоже естественно, хотя и необязательно.
20.11.2015 в 20:05

А без ПТСР он о войне забудет начисто?
Без ПТСР он не будет видеть напоминание о войне в кружке чая. А с ПТСР он тут же начнет вспоминать привалы. К примеру.
20.11.2015 в 21:42

Человек в норме должен помнить ключевые события своей жизни - а война таковым безусловно является. И желание поговорить об этих событиях тоже естественно, хотя и необязательно.
Человек в норме не говорит постоянно о своём окончании вуза, свадьбе или рождении детей. :gigi:

А без ПТСР он о войне забудет начисто?
Близко общаюсь или общалась с несколькими активно повоевавшими в разных войнах людьми. Те из них, кто справился с ПТСР, откровенно не любят вспоминать этот период своей жизни.
21.11.2015 в 18:23

Без ПТСР он не будет видеть напоминание о войне в кружке чая. А с ПТСР он тут же начнет вспоминать привалы. К примеру. или отказываться делать ту работу, которая напоминает о войне и убийствах (отказывается зарезать птицу, разделать мясо, готовить что-то мясное). Сюда же - не хочется носить красное (потому что кровавым кажется) или одевать что-то похожее на военную форму. Вот такие бытовые мелочи - они в соответствующую эпоху могут сойти за просто причуду, но де-факто это признаки травмы.
21.11.2015 в 19:17

или отказываться делать ту работу, которая напоминает о войне и убийствах (отказывается зарезать птицу, разделать мясо, готовить что-то мясное). Сюда же - не хочется носить красное (потому что кровавым кажется) или одевать что-то похожее на военную форму. Вот такие бытовые мелочи - они в соответствующую эпоху могут сойти за просто причуду, но де-факто это признаки травмы.
this
22.11.2015 в 00:06

Спасибо всем. Можете продолжить спорить, я посижу, послушаю, запишу в блокнотик.
22.11.2015 в 22:46

Анон где-то слышал, что ПТСР не развивался у солдат на протяжении большей части человеческой истории: люди жили в таких условиях и так часто видели смерть, что война не была для них достаточно травматичной.
ПТСР бывал и у наших предков, только реже и тяжелых случаев тоже было меньше. Насколько - теперь уж точная статистика невозможна хотя бы по причине отсутствия самого понятия.
Потому что да, условия и менталитет другие:
1. Жизнь человека еще несколько столетий назад не имела ценности, а врага - тем более; враг и человеком вообще мог не считаться при значительных социокультурных различиях. Соответственно, и переживаний по поводу убийства не было - если только со "своими" не воевали, как например, вышеупомянутый Жюно. Наполеонику я знаю только в общих чертах, но это уже просвещенный 19 в., там ПТСР должно было хватать. Как и у персов классической литературы, в том же веке написанной.
2. Цивилизация, облегчая условия жизни человека, одновременно ведет к изнеженности, как физической, так и психической. Психика большинства современных людей, тщательно оберегаемых семьей и обществом, нетренирована и неприспособлена к трудностям, к войне - тем более. Многие сейчас курицу для супа зарезать не способны, а им в человека стрелять - конечно, ПТСР будет.

Из более раннего - менталитет средневекового человека, существует версия что все эти верования в видения/колдовство/явления святых или нечистой силы и прочие массовые психозы - как раз побочка от условий жизни. Психика у людей просто не выдерживала.
Это справедливо не только для СВ. Суеверия процветали и пахли почти на всем протяжении истории - трудная жизнь заставляла в массовом порядке искать помощи высших сил. Даже сейчас при социальных потрясениях подобное имеет место. Люди постарше помнят, какой выплеск самых разнообразных верований случился в 90-е - как фановую трубу прорвало.
23.11.2015 в 17:10

еще камушек в огород теории что "у предков не было... ПТСР/депрессий/нервных срывов" нужное вставить. Под категорию "не было" ошибочно вписывается:
1) отсутствие данных: точная статистика невозможна хотя бы по причине отсутствия самого понятия.
2) неточные описания в разных источниках. Допустим то же средневековое "умер(ла) от чувств", встречаемое в рыцарских романах и хрониках. За пафосным обозначением может быть скрыто что угодно: клиническая депрессия, психосоматика, физическая болезнь, банально отравили враги. Или столь же популярное в 17-18 веках "нервная горячка" или как-то так. Тоже вариаций море - депрессия, психосоматика, физическая болезнь.
3)за менталитет. тяжесть случая он облегчает, да. Но, учтем, война включает в себя не только убийство врага и отношение к врагу в разных в зависимости от эпохи вариациях. Никто не отменял всех прочих опасностей типа голода, холода, риска где-то навернуться по собственной неопытности или по дурости своих же товарисчей по оружию, и так далее и тому подобное, что есть травматично и к чему отношение, кмк, меньше меняется со временем (инстинкт самосохранения - фишка базовая). Эта вся почва тоже свои последствия дает.

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии