1920 год. Помогите заинтересовать малограмотного подростка в чтении вслух и в чтении вообще. Какую литературу какого жанра и формы мог предложить ему его доброжелатель, образованный человек? Мальчик заниматься обязан и в тайне сам хочет научиться бегло читать, но для лучшего обучения его "репетитору" для начала нужно его заинтересовать. Мальчик довольно сообразительный, только с самого начала школьного обучениях из-за насмешек приятелей люто невзлюбил чтение, а потом случилась революция, а потом ему и не до школы было. В итоге он с трудом читает по слогам и быстро теряет интерес.
Мне не важен сам метод обучения чтению, а важно для сюжета найти исторически верную "книженцию", способную увлечь подростка того времени настолько, что он сам начнем прикладывать максимум усилий для своего обучения.
Из собственного детства мне вспоминаются только рассказы о Шерлоке Холмсе и "Тарзан", но здесь они не подходят, хоть и написаны в подходящие годы. В сети поиск выдает мне только серьезную литературу со всяческими описаниями угнетений рабочего класса и крестьян. Оно и понятно. Но мне нужно немного отстраниться от жестокой реальности того времени, и обратить внимание подростка на мирную жизнь и человеколюбие.
Сам "репетитор" любит читать стихи и петь, и вся история происходит на "белой" стороне, если это имеет какое-то значение.
Заранее спасибо!
Мне не важен сам метод обучения чтению, а важно для сюжета найти исторически верную "книженцию", способную увлечь подростка того времени настолько, что он сам начнем прикладывать максимум усилий для своего обучения.
Из собственного детства мне вспоминаются только рассказы о Шерлоке Холмсе и "Тарзан", но здесь они не подходят, хоть и написаны в подходящие годы. В сети поиск выдает мне только серьезную литературу со всяческими описаниями угнетений рабочего класса и крестьян. Оно и понятно. Но мне нужно немного отстраниться от жестокой реальности того времени, и обратить внимание подростка на мирную жизнь и человеколюбие.
Сам "репетитор" любит читать стихи и петь, и вся история происходит на "белой" стороне, если это имеет какое-то значение.
Заранее спасибо!
Но в любом случае нужно иметь в виду, что у людей той эпохи сильный информационный голод. У них нет даже радио, не говоря уже о компьютерах и телевидении. Так что в то время "истории" нравились всем, часто даже малообразованные люди с восторгом слушали даже чтение "Мёртвых душ" Гоголя, не говоря уж о его же "Вечерах на хуторе". Учитывая любовь простого народа и молодёжи ко всякого рода страшилкам, какая-нибудь "Ночь перед Рождеством", "Майская ночь" или "Страшная месть" могут пойти у парня "на ура". Если ваш наставник достаточно образован, он может предложить что-то менее известное (сейчас) из "классической" мистики хоть отечественной (Загоскин, Сомов, Титов, А.К. Толстой и т.д.), хоть переводной (какая-нибудь "Жёлтая маска" Коллинза). Всегда нравились подросткам и приключения, разного рода "героическая" литература. Тут годится и классика (Майн Рид, Фенимор Купер, уже упомянутый вами Конан Дойль, Жюль Верн, Гастон Леру и прочая), и бульварные издания рассказов о том же Холмсе, Нате Пинкертоне, сыщике Путилине, Ваньке Каине и так далее. На месте вашего старшего героя я бы именно с них и начала — короткое, легко читается и вполне доступно для понимания даже малограмотному подростку. Лишь бы подобная книжка оказалась под рукой. До революции такого рода чтиво выпускалось тоннами, но за время с 14 по 20-е годы она почти полностью ушла на топку печей.
А ещё поэзия, Некрасов там, Кольцов, Никитин, тот же Пушкин...
А если попробовать журналы - "Вокруг света" или "Мир приключений" (тогда ещё ежемесячный журнал, а не толстый ежегодник, как в послевоенные годы)?
А также юмористические журналы, их много выходило до революции.
Очень даже подходят, особенно Майн Рид. Но я пока еще подыскиваю русский вариант, чтобы у «репетитора» была, что ли, возможность провести своего рода параллели к их реальному времени. Сама не знаю пока, какие именно.
Сам репетитор придерживается старых взглядов, дворянин и всех революционеров считает террористами. Скажем так, мальчика он пытается перевоспитать. Я не хочу вдаваться здесь в подробности, только еще раз уточню, что герои находятся на «белой» территории, точнее в южном Крыму, меньше чем за год до окончания войны. И если что, я ни за тех, ни за тех. В этой истории мне важно противостояние характеров и человеколюбие, как бы банально это не звучало. У мальчика, в конце концов, после обучения должно остаться некое понимание неправды «своей» стороны и бессмыслия гражданской войны вообще.
Мальчик из наиобыкновеннейшей крестьянской, ничем не примечательной семьи, ходил в приходскую школу, вырос до шестнадцати лет полусиротой, потом, незадолго до истории с репетитором, убили его отца. Потом его «занесло» в Крым и он в семнадцать лет попал к тому самому человеку, решившему взяться за его обучение чтению, но исподволь стараясь привить ему свое, дореволюционное мировоззрение. Герои абсолютно противоположны друг другу, и исход этого обучения останется почти безрезультатен, но в этом и есть основа всего сюжета.
Семья мальчика, близкие родственники, у которых он жил и воспитывался, пока с германской войны не вернулся отец, сами были малограмотными, к чтению относились двояко, не хочет мальчишка учиться, и то хорошо, пусть пашет, а если хочет, тоже хорошо, быть может в люди выйдет, по другому семье поможет.
ТС
Чарская мне, как писательница, совершенно не знакома, но из ее краткой биографии я так понимаю, что она тоже пыталась донести до своих читателей некую нейтральность и миролюбие. Поправьте меня, если я ошибаюсь, и быть может у вас есть какой-то конкретный, подходящий под мой сюжет, рассказ из ее творчества? Но, даже если он не подойдет для сюжета, хотелось бы ознакомиться.
Но, в революцию и гражданскую остро не хватало дров, так что тут зависит от региона. Мало что сохранилось, потому что книги шли на растопку печей.
Спасибо! Жюль Верна я бы тоже могла взять. Но я уже нашла подходящее для сюжета произведение. Остальные выше упомянутые без сомнения мне тоже пригодятся.
Всем огромное спасибо за массу информации! Она очень помогла мне.
ТС