Дети с ограниченными возможностями здоровья. США, Великобритания.
Интересует, создают ли для них специальные классы в школах или интегрируют в обычную параллель? Если интегрируют, то обладает ли преподаватель особыми навыками для работы с такими детьми, или подойдет обычный?
Если обладает, то проходит ли он какой-то курс или это уже на этапе обучения в ВУЗе идет направление на работу с детьми ОВЗ?
Возможно, есть какие-то школы для инвалидов?
Время наше, можно минус десять-пятнадцать лет назад, если это важно.
Интересует, создают ли для них специальные классы в школах или интегрируют в обычную параллель? Если интегрируют, то обладает ли преподаватель особыми навыками для работы с такими детьми, или подойдет обычный?
Если обладает, то проходит ли он какой-то курс или это уже на этапе обучения в ВУЗе идет направление на работу с детьми ОВЗ?
Возможно, есть какие-то школы для инвалидов?
Время наше, можно минус десять-пятнадцать лет назад, если это важно.
Преподаватель обычный. Если у ребенка просто нелады со здоровьем и из-за них, например, ограничение на ряд активности или диетарные ограничения, то кроме обычного преподавателя ребенку в школе никто дополнительно не полагается - но школа должна быть уведомлена о соответствующих ограничениях, и кормить-занимать спортом ребенка в соответствии с ними. Если нелады со здоровьем серьезные, то ребенку, помимо преподавателя, полагается Aide (не в курсе, как это точно перевести на русский) со специализированными скиллами. Если по медицинским показателям ребенку полагается собака-компаньон (не обязательно поводырь, есть, например, собаки, надрессированные предупреждать об эпилептических припадках), то такую собаку необходимо вместе с ним допустить в класс, а у Aide должна быть подготовка, позволяющая работать в том числе и с такой собакой. К собаке, естественно, тоже предъявляются требования - она должна быть вымыта, избавлена от паразитов, воспитана и не должна кусать других детей, но у специально дрессированных псов проблем с двумя последними пунктами по факту прохождения дрессировки нет.
Если ребенок колясочник или имеет прочие сложности с передвижением, то школа обязана ему предоставить транспорт не просто от школы до дома и обратно, а от порога до порога. Если по состоянию здоровья ребенок вообще не может посещать школу (постоянно или временно), то школа обязана предоставить ему возможность надомного образования -это могут быть приходящие учителя как от школы, так и сторонние специалисты, которых нанимает семья ребенка при поддержке школы и на гос.субсидии (школы бывают разные, и возможно такое, что могущих дополнительно заниматься с нетранспортабельным ребенком учителей школе просто нет).
Нерадивая школа может пытаться отделаться заявлениями, что "возможности предоставить необходимые условия для обучения вашего ребенка у нас нет", но соль в том, что отсутствие условий не отменяет обязанности.
Все вышеперечисленное в первую очередь касается США, насколько я в курсе, для Британии отличия не особо велики - но, на всякий случай, вот по ней все-таки уточните у других знающих.
Спецшкол для инвалидов в нашем понимании нет. Ближайшее, что есть - отдаленно похожие на интернаты малые... даже не классы, группы, пожалуй, задача которых - дать обучаемым бытовые навыки, необходимые для автономной жизни. Рассчитаны, как правило, на подростков, и по формату ближе к программам реабилитации, чем к школе. Дают ли в них общеобразовательную программу - не скажу за всю Одессу, но, как правило, все-таки нет.
Какой контроль уделяется эмоционально нестабильным и агрессивным детям? Какие полномочия у учителя, чтобы удалить опасный элемент из класса? Кто берет на себя ответственность, если аутист или даун ранит другого ребёнка или разрушит школьный инвентарь?
Собственно, в том числе для этого и есть Aide: если его подопечный оказывается не в состоянии (по произвольной причине) полноценно присутствовать на уроке, в его обязанности входит в первую очередь оказать тому медицинскую помощь, которая в его компетенции (или, если его компетенция недостаточна, вызвать скоряк - такое тоже бывает), и уже во вторую - обеспечить непременное его присутствие на каждом уроке. Да, в штатах "агрессивные аутисты" учатся (если на то способны) в одном классе с другими людьми, и если с ними случается эмоциональный срыв, то такого ребенка просто удаляют из класса на время, пока он не придет в норму. Если срыв серьезный, то обязательно сообщат родителям, могут на оставшийся день и далее на то время, какое потребуется, снять с занятий, в совсем сложном случае могут действительно предложить надобное обучение - причем предоставлять учителей (либо оплачивать, если в штате школы нет никого с необходимой квалификацией) будет школа.
Существуют тяжелые формы аутизма, при которых человек может быть признан необучаемым, но на фоне остальных это не то чтоб частый случай. Как поступают в случае с ними, я не помню, потому что одной стороны по букве закона им обязаны предоставить возможность надомного обучения, но с другой и в принципе невозможно учить.
>> Кто берет на себя ответственность, если аутист или даун ранит другого ребёнка или разрушит школьный инвентарь?
Школа. На то время, пока ребенок находится в ее стенах, школа полностью несет за него ответственность. В обязанность учительского состава (тоже Aide в первую очередь, на самом деле) входить в том числе следить, чтоб подобного не произошло. А если все-таки произошло - то виноват тот, кто это допустил. Так, если что, по закону, а не с точки зрения родителей гипотетического пострадавшего ребенка в ситуации, которую вы описываете.
>> А как же слепые и глухие дети?
Для слепых может быть как обычная школа, так и специализированная. Если читаете на английском, в качестве первоисточника: sandysview1.wordpress.com/2015/06/04/where-do-c...
С глухими, насколько я помню, дело обстоит так же. Если надо точнее, могу завтра найти, но, если вы владеете английским, может, вам просто ссылок на почитать посоветовать?
В США достаточно распространены (не обыденность, но и особого удивления не вызывает) домашнее и дистанционное обучение, обычно их выбирают живущие где-то посреди леса или те, кому по каким-то другим причинам неудобно/некомфортно посещать обычную школу. Приятель и сосед по этажу в общежитии учился, не выходя из дома, нормальный парень, пусть и со своими заскоками, поступивший в очень хороший вуз, просто дом стоял в лесу, он рассказывал, как с крыльца подстрелил оленя.