Доброго времени, сообщники.
У меня несколько вопросов про образование и прочие фишечки детей/наследников в правящих/королевских/знатных семьях. Точный временной период не назову, возьмём условные 15-17 века какой-нибудь Англии или центральных европейских стран. За историческим реализмом не гонюсь, мне понять сами принципы, потому что в анамнезе много детей/ условных наследников, и всё сложно с пониманием, какая у них вообще роль по жизни.
1) Каким наукам и со скольки лет обучались наследники королевских семей? Была ли разница в обучении старшего сына и, к примеру, третьего? Или обучали всему-всему только непосредственного наследника, а остальных только основному и то только на всякий случай, вдруг тот помрёт? Со скольки лет физ.подготовка, чтоб не было как лох, а стал мастером джедаем, и мог побороть и силой мысли, и силой физической?
2) Судя по тому, что я читала, детей часто отсылали на обучение в различные знатные дома. По какому принципу это делалось и как вообще реализовывались? Со скольки лет? Как устраивалось? Зачем это вообще делалось, ведь при дворе наверняка куча мастеров во всех направлениях. Имело ли это вообще смысл кроме как "отослать подальше"?
3) Чем занимались дети в свободное от учёбы время? В каком возрасте она вообще заканчивалась? Когда условный деть считался достаточно взрослым, чтобы уже ездить на охоту, участвовать в турнирах, в общем, полноценно мог заниматься взрослыми делами и даже принимать решения, к примеру, в отсутствие отца?
4) Чем занимался наследный принц до получения короны? А остальные дети? Какие обычно обязанности им поручали? Допустим, родилось 7-10-20 (нужное подставить) детей. Что с этим богатством делать? Первые трое устраивались на какие-нибудь руководящие должности и в военные, а остальные шли в монахи? Или как?
5) Сюда же вопрос о наследовании. Если с наследником всё более-менее ясно, то на что могли рассчитывать остальные дети? Какие-то земли? Владения? Драгоценности? Что-то, что досталось им, к примеру, со стороны матери и, допустим, по какому-нибудь уговору-договору, должно быть отписано им?
6) Отступление: были ли прецеденты, когда страной управлял не один король/королева, а братья, сёстры и т.д.? Возможно ли вообще такое и если да, то как реализуется?
7) В случае если царь умирает и остаётся жива его жена. На престол садится следующий наследующий, это понятно. А что с женой? Кем она становится? Её ссылают, убивают, на ней женятся? В истории много самых разных примеров, но как вообще принято "по правилам"? Или всё ещё во многом зависит от изначального положения супруги и её, скажем так, бэкграунда? То есть, насколько большой властью вообще может обладать вдова?
8) Условный король умер, когда его наследник был ещё совсем ребёнком, и на трон садится его брат/сестра. Кто будет наследником - этот самый ребёнок или ребёнок, который родится у нынешнего правителя?
И подвопрос. Если исключить смерть или изгнание вот этого несчастного ребёнка от первого короля, если не на трон, то на что он может рассчитывать? Какова вообще его судьба в случае, если нынешний правитель не станет от него избавляться, но и на трон сесть не позволит?
9) Как решается вопрос брака/замужества остальных детей? Они сами вольны выбирать жён/мужей и вообще жениться им или нет, или это сложный политический процесс и им вообще могут, к примеру, отказать в этом или даже вообще запретить?
У меня несколько вопросов про образование и прочие фишечки детей/наследников в правящих/королевских/знатных семьях. Точный временной период не назову, возьмём условные 15-17 века какой-нибудь Англии или центральных европейских стран. За историческим реализмом не гонюсь, мне понять сами принципы, потому что в анамнезе много детей/ условных наследников, и всё сложно с пониманием, какая у них вообще роль по жизни.
1) Каким наукам и со скольки лет обучались наследники королевских семей? Была ли разница в обучении старшего сына и, к примеру, третьего? Или обучали всему-всему только непосредственного наследника, а остальных только основному и то только на всякий случай, вдруг тот помрёт? Со скольки лет физ.подготовка, чтоб не было как лох, а стал мастером джедаем, и мог побороть и силой мысли, и силой физической?
2) Судя по тому, что я читала, детей часто отсылали на обучение в различные знатные дома. По какому принципу это делалось и как вообще реализовывались? Со скольки лет? Как устраивалось? Зачем это вообще делалось, ведь при дворе наверняка куча мастеров во всех направлениях. Имело ли это вообще смысл кроме как "отослать подальше"?
3) Чем занимались дети в свободное от учёбы время? В каком возрасте она вообще заканчивалась? Когда условный деть считался достаточно взрослым, чтобы уже ездить на охоту, участвовать в турнирах, в общем, полноценно мог заниматься взрослыми делами и даже принимать решения, к примеру, в отсутствие отца?
4) Чем занимался наследный принц до получения короны? А остальные дети? Какие обычно обязанности им поручали? Допустим, родилось 7-10-20 (нужное подставить) детей. Что с этим богатством делать? Первые трое устраивались на какие-нибудь руководящие должности и в военные, а остальные шли в монахи? Или как?
5) Сюда же вопрос о наследовании. Если с наследником всё более-менее ясно, то на что могли рассчитывать остальные дети? Какие-то земли? Владения? Драгоценности? Что-то, что досталось им, к примеру, со стороны матери и, допустим, по какому-нибудь уговору-договору, должно быть отписано им?
6) Отступление: были ли прецеденты, когда страной управлял не один король/королева, а братья, сёстры и т.д.? Возможно ли вообще такое и если да, то как реализуется?
7) В случае если царь умирает и остаётся жива его жена. На престол садится следующий наследующий, это понятно. А что с женой? Кем она становится? Её ссылают, убивают, на ней женятся? В истории много самых разных примеров, но как вообще принято "по правилам"? Или всё ещё во многом зависит от изначального положения супруги и её, скажем так, бэкграунда? То есть, насколько большой властью вообще может обладать вдова?
8) Условный король умер, когда его наследник был ещё совсем ребёнком, и на трон садится его брат/сестра. Кто будет наследником - этот самый ребёнок или ребёнок, который родится у нынешнего правителя?
И подвопрос. Если исключить смерть или изгнание вот этого несчастного ребёнка от первого короля, если не на трон, то на что он может рассчитывать? Какова вообще его судьба в случае, если нынешний правитель не станет от него избавляться, но и на трон сесть не позволит?
9) Как решается вопрос брака/замужества остальных детей? Они сами вольны выбирать жён/мужей и вообще жениться им или нет, или это сложный политический процесс и им вообще могут, к примеру, отказать в этом или даже вообще запретить?
3) Королевский наследник? В отсутствие отца? Вряд ли - для принятия решений всякие советы и министры обычно существовали. По поводу свободного времени, мне кажется, оно все было расписано на полезные занятия и обязательно под руководством специально приставленных людей. Про возраст не скажу.
4) Министры, главы ведомств, все такое. Военачальники. Если в монахи - то ужа в настоятели монастырей. Но могли, наверное, и тупо прожигать жизнь.
5) земли, владения, титулы. Ну вон посмотрите на нынешний английский королевский дом: наследник - принц Уэльский, его старший сын - герцог Кембриджский, младший - Сассекский. Это же все титулы и (теоретически-исторически) земли, которые бабушка решает, кому отдать. Во Франции эти владения ещё и были расписаны «по рангу» и при смерти / восхождении на престол первого наследника передвигались по цепочке: каждый следующий брат получал тот титул/земельный надел, которым до этого пользовался более старший, а своё пересдавал более младшему.
6) Россия. Иван и Петр (будущий Первый). Почитайте.
7) Она становится вдовствующей королевой. Почетное и уважаемое положение, но обычно без реальной власти (хотя тут все от силы характера и личного влияния зависит. Смотрите Екатерину Медичи, например). А вот в некоторых африканских монархиях мать короля - полноценный соправитель. А в некоторых других ее хоронили живьём вместе с мужем)
8) О системы наследования зависит.
Если она от отца к сыну, на трон «садится» младенец, а дядя - регент (и то, если позволят). Его дети вообще не при чем.
Если от брата к брату, то дядя, потом его младшие братья, потом сын первого короля, его братья, сын дяди и т.д.
Если дядя узурпировал трон (незаконно отнял у племянника) - тогда он и его дети, а племянник лесом.
Подвопрос. См. Железная маска. Вообще если дядя трон отнял, но от племянника не избавился, он странный человек и зачем-то создаёт гарантированную революционную ситуацию у себя под носом. Ну то есть, грянет точно. Даже если наследнику самому на трон плевать, его и спрашивать никто не будет.
9) Это сложный политический процесс, и возможность жениться, на ком хотят, у них вряд ли будет. Запретить брак вообще - политически невыгодно, но возможно, если с человеком что-то сильно не так, и это не хотят разглашать (сумасшествие там) или если нет подходящих кандидатов, а за неподходящих западло (российские царевны до определенного времени поголовно ссылались в монастырь, потому что за католика дочь православного царя не пойдёт, а православных того же уровня знатности нет. Все).
2) Смысл отсылки подросшего ребенка от себя в том, чтобы ребенок заводил себе друзей и сторонников. Ну и учился взрослой жизни вне родительского пригляда. Если речь идет о королевской семье, то скорее всего отослали бы к уважаемому и доверенному человеку из ближнего круга. Со второй стороны - это способ показать доверие и устроить ненавязчивый пригляд за тем, кому доверили королевского ребенка. Проверка на лояльность, так сказать.
Но главная цель - дать принцу сформировать свой круг общения и свою партию вне двора.
4) Потихоньку пристраивали к административной работе. Отцовский наместник в провинции, например. Ребенка туда посылали с доверенными советниками, так что послать могли достаточно рано. Суть не в том, что он принимает решения, а в том, что он обозначает высшую власть и внимание короны к провинции. В принципе это касалось как принцев, так и принцесс. Принц мог быть полководцем своего отца. В общем был бы ребенок, а работа найдется.
Только посмотрите по статистике, из родившихся 7-10-20 детей до совершеннолетия доживала хорошо, если половина. Говорили же, что единственный наследник - это считай нет наследника. Так что в итоге пристраивать надо было не так уж много народу. И брат короля, конечно, мог пойти по церковной линии, но я вот прямо так навскидку таких случаев не помню. Обычно оставались при дворе и работали на благо королевства теми же наместниками в провинциях, военачальниками в войсках или администраторами где родина пошлет. Позже - просто радовались жизни. Был бы человек, работа найдется.
5) Земли и титулы соответственно статусу. Позже - содержание от казны соответственно статусу.
6) В европейской истории навскидку не помню, но возможно если поискать, то и не такое найдется.
7) Зависит от того, на трон сел ее ребенок или брат ее мужа. Если ее ребенок, то она вдовствующая королева и первая дама государства. Она сохраняет свой двор и возможность влиять на события в той части событий, которая и раньше была ее обязанностью. Если брат ее мужа - то она все равно вдовствующая королева, но первой дамой становится жена короля, и вдова может удалится в свои имения и радоваться жизни.
Но да, многое зависит от конкретной расстановки фигур на момент действия.
8) А какое у нас наследование, по саллическому закону или по лествичному праву? Если по саллическому закону, то на трон садится ребенок короля (даже если совсем в колыбели), брат короля может стать регентом (но не королем), и у его детей право на корону появится только если законный наследник (ребенок) умрет. Если лествичное, то следующий по старшинству брат становится королем и права наследования переходят в его линию.
Помрет этот ребенок. Как есть помрет, потому что слишком уж неудобная фигура для дядюшки. Готовый вариант для переворота.
9) Государственное дело. Даже если это четвертый-пятый ребенок, все равно он и его потомки в случае чего могут претендовать на земли и корону. Дипломатические союзы вне и внутри страны - королевское всё. Хотя, конечно, бывали прецеденты, когда кто-то очень хотел и таки пробивал себе желаемый вариант брака.
Навскидку - Медичи. 4 папы римских.
Хотя вы правы, среди итальянских династий можно поискать. Были же там королевства с более-менее устойчивыми фамилиями у руля.
Упоминают фразу Марии Стюарт о том, что она не будет стоять после купчихи.
Упоминают фразу Марии Стюарт о том, что она не будет стоять после купчихи
Мария Стюарт преувеличила, пытаясь больнее уязвить свекровь. О том, что предки Медичи вышли из купцов помнили, но уже ко времени правления Лоренцо Великолепного простолюдинами Медичи не считались, они роднились с дворянскими фамилиями Рима и Франции. Отец Екатерины Медичи был женат на французской графине древнего рода и титуловался герцогом. В дальнейшем Габсбурги не считали зазорным родниться с Медичи, что было бы невозможным, не будь они дворянами.
Если дяде принципы не позволят убить племянника, он может заставить его принять духовный сан. Или, если дядя предвидит проблемы с собственным потомством, то он может даровать племяннику во владение какое-нибудь герцогство\графство и держать под надзором.
Судя по тому, что я читала, детей часто отсылали на обучение в различные знатные дома. По какому принципу это делалось и как вообще реализовывались? Со скольки лет? Как устраивалось? Зачем это вообще делалось, ведь при дворе наверняка куча мастеров во всех направлениях. Имело ли это вообще смысл кроме как "отослать подальше"?
Дочерей правителей нередко малолетними обручали, а то и выдавали замуж. Таких малолетних невест или жен могли воспитывать при дворе отца будущего мужа (как например, Маргариту Шотландскую, жену Людовика XI, Марию Стюарт).
Известен случай, когда будущая теща воспитывала зятя «8 декабря 1413 года Иоланда встретилась в парижской королевской резиденции Барбетт с царствующей королевой Франции Изабеллой Баварской и заключила с ней договор о браке своей дочери Марии с третьим сыном королевы, в то время носившим титул графа Пуатье.
Изабелла, желавшая избавиться от нелюбимого сына, легко согласилась, ...Помолвка была торжественно отпразднована 18 декабря, и соответствующий документ был скреплён подписями дофина Луи, герцога Анжуйского, герцога Орлеанского, графа де Вертю и Бернара Арманьяка, после чего Карл поселился в Анжере, у будущей тёщи, которую до смерти почитал как мать и повиновался ей беспрекословно.»
Цитата из википедии об образовании Екатерины Испанской, младшей дочери Изабеллы Кастильской «Первые годы жизни Екатерина провела с сёстрами и матерью — Изабелла не расставалась с дочерьми даже при осаде Гранады в 1491 году. Детство инфанты совпало с периодом подъёма эпохи Возрождения в Испании, что во многом повлияло и на качество её образования и воспитания. Изабелла лично следила за тем, чтобы уровень образования дочерей был ничуть не ниже того, что получил сын-наследник, Хуан Астурийский. Одним из наставников Екатерины стал Алессандро Джеральдини, который вместе со своим братом Антонио был одним из известнейших гуманистов своего времени.
В программу входило изучение геральдики и генеалогии, штудирование истории, канонического и гражданского права, классической литературы, словесности и древних языков — в частности, латыни и древнегреческого. Впоследствии, уже будучи супругами монархов, каждая из сестёр прекрасно изъяснялась на латыни с многочисленными посланниками других государств, а Эразм Роттердамский и Хуан Луис Вивес отзывались о Екатерине как о чрезвычайно образованной женщине. Кроме того, Екатерине, как и её сёстрам — Изабелле, Хуане и Марии — были даны уроки танцев и светских манер, однако не сохранилось свидетельств того, что инфантам преподавали пение и игру на музыкальных инструментах. Немалое внимание уделялось религиозному воспитанию детей, а девочек также обучили типично женским для той эпохи занятиям — ведению домашнего хозяйства, шитью и рукоделию.»
Когда Эдуарду исполнилось 6 лет, Ричард Кокс и Джон Чеке продолжили его обучение. Как вспоминал Эдуард, главный упор в обучении делался на «изучение языков священного писания, философии, и на все либеральные науки». Наставники Елизаветы, Роджер Эшам и Жан Бальман, обучали его французскому, испанскому и итальянскому языкам. Кроме того, он изучал геометрию и учился играть на музыкальных инструментах, в том числе на лютне и вёрджинеле. Эдуард собирал глобусы и карты и демонстрировал хорошее понимание финансовой системы. В 1549 году Эдуард написал трактат о Папе Римском как об Антихристе, где показал свою осведомлённость в религиозных спорах.... Эдуард обучался совместно с другими сыновьями знати. Эдуард был больше предан своей учёбе, чем его одноклассники, и, кажется, хотел затмить их, мотивируемый своим «долгом» и попытками превзойти академическую доблесть своей сестры Елизаветы. Покои и личные вещи Эдуарда были по-королевски великолепны: его комнаты были украшены дорогими фламандскими гобеленами, а его одежды, книги и столовые приборы были инкрустированы драгоценными камнями и золотом. Подобно своему отцу, Эдуард интересовался военными искусствами. Множество портретов Эдуарда изображают его держащим золотой кинжал с рукоятью, украшенной драгоценными камнями, в подражание своему отцу»
Несмотря на то, что Елизавета по-прежнему считалась незаконнорождённой, её воспитанием занимались лучшие преподаватели из Кембриджа. Это были молодые, свободомыслящие учёные, приверженцы Реформации. Со временем к Елизавете присоединился её младший брат Эдуард.»