Вопросы о смене гражданства и веры в 19 веке. Конкретное время - около 1815 года.
1. Есть личность, находящаяся в подданстве РИ, и есть личность, находящаяся в английском подданстве. Они находятся на территории, принадлежащей юрисдикции третьего государства (европейского, если важно). Через N лет они решают сменить место жительства (допустим, с концами перебираются в РИ). Нужно ли при этом личности, находящейся в британском подданстве, менять гражданство, чтобы, допустим, заниматься профессиональной деятельностью (наукой, медицинской практикой)? Если да, то насколько проблематичным и долгим был этот процесс?
2. Сколько раз можно было сменить конфессию в рамках христианства? Допустим, православная хочет выйти замуж за католика и переходит в католичество. Сможет ли она через сколько-то времени снова принять православие (предполагается, что она и мужа в него перетащит)? Отношение к религии у героев - без фанатизма, к всем этим 100500 видам христианства они относятся скептически - мол, какая разница, сколькими пальцами креститься, если верим мы во всё того же Христа?
1. Есть личность, находящаяся в подданстве РИ, и есть личность, находящаяся в английском подданстве. Они находятся на территории, принадлежащей юрисдикции третьего государства (европейского, если важно). Через N лет они решают сменить место жительства (допустим, с концами перебираются в РИ). Нужно ли при этом личности, находящейся в британском подданстве, менять гражданство, чтобы, допустим, заниматься профессиональной деятельностью (наукой, медицинской практикой)? Если да, то насколько проблематичным и долгим был этот процесс?
2. Сколько раз можно было сменить конфессию в рамках христианства? Допустим, православная хочет выйти замуж за католика и переходит в католичество. Сможет ли она через сколько-то времени снова принять православие (предполагается, что она и мужа в него перетащит)? Отношение к религии у героев - без фанатизма, к всем этим 100500 видам христианства они относятся скептически - мол, какая разница, сколькими пальцами креститься, если верим мы во всё того же Христа?
Для венчания кому-то из супругов предварительно надо было принять веру другого.
Допустим, православная хочет выйти замуж за католика и переходит в католичество. Сможет ли она через сколько-то времени снова принять православие (предполагается, что она и мужа в него перетащит)? Отношение к религии у героев - без фанатизма, к всем этим 100500 видам христианства они относятся скептически - мол, какая разница, сколькими пальцами креститься, если верим мы во всё того же Христа?
Вы описываете психологию современных людей. В начале 19 столетия к религии относились совершенно иначе, веру не меняли как перчатки. Переход из одной конфессии в другую — это серьёзный шаг. Чтобы решиться на него, должны были быть очень весомые причины. Как у Полин Гебль, например, ставшей Прасковьей Егоровной Анненковой.
Любовь к человеку и желание быть с ним на законных основаниях, а не в качестве любовницы, весомой причиной считается с вашей точки зрения? Судя по отсылке к м-ль Гебль, да.
Возвращаясь к вопросу: вот девица православного вероисповедания. Вот мужчина-католик. Они любят друг друга. Как им пожениться в постнаполеоновскую эпоху? Помню, что у Загоскина в "Рославлеве" это проблемой не стало, русскую барышню и француза спокойно повенчали в сельском православном храме, но именно насчёт достоверности этого эпизода у меня уверенности нет.
как раз этот вариант был законным. Вот если б они венчались в католическом храме, брак был бы незаконным.
И вопросы законности важны не только в уголовной ответственности за смену веру или неправильное венчание, но и в будущем детей, поскольку незаконорожденные были поражены в правах
Хотите хохму? Фраза насчёт "мы верим в одного Христа" принадлежит святому благоверному великомученику (или новомученику?) Николаю Второму. Это он так будущую святую благоверную царицу Александру Фёдоровну уговаривал на брак.
И вопросы законности важны не только в уголовной ответственности за смену веру или неправильное венчание, но и в будущем детей, поскольку незаконорожденные были поражены в правах
Шано, это всё очень интересно, но вы не предлагаете конкретного решения проблемы в конкретной ситуации. Повторяю ещё раз: православная и католик. Хотят пожениться. Находятся при этом в католической стране. Ехать в РИ вот прямо сейчас не вариант. Как им быть?
И, кстати, раз уж вы так хорошо подкованы в этом вопросе: были ли в РИ какие-то ограничения в правах для католиков (в плане места проживания, запрета какой-либо профессиональной деятельности и т.д.)?
Иначе во-первых, им при возвращении придется доказывать, что дама не перешла в католичество, а муж ее в него не сманивал. Даме, если не докажет, заключение в монастырь, мужу - конфискация имущества и ссылка в Сибирь. Во вторых, дети незаконнорожденные с поражением в правах. Конкретно надо смотреть по конкретному времени, но были трудности с получением наследства, с получением образования, с браком.
Случаи перехода в 19 веке были, но это старались держать в тайне.
искать возможность заключить православный брак, потому что священники могли быть при русском посольстве, на российских кораблях, и тому подобное. Очень богатые и знатные люди в такие поездки прихватывали с собой среди свиты и священников - вдруг что, некому будет последнее причастие совершить, а как же умирать без исповеди и причастия?
Больше конкретики можно поискать тут:
litresp.ru/chitat/ru/%D0%9A/kopilov-aleksandr/k...
Окей, я нашла пруф на то, что в рассматриваемое время в нужной мне части света русские водились в количестве больше одной барышни, и была минимум одна церковь. Так что здесь можно натянуть, но. Мужчине для этого нужно было переходить в православие? У Загоскина муж Полины не переходил, во всяком случае, об этом не упоминается.
Вот спасибо, добрый человек! Всё понятно и хорошо объяснил!
Такие браки в РИ признавались, если были заключены за пределами РИ. И для такого брака не нужно менять конфессию.
Получается, если жених и невеста не хотели менять что-либо в своей религии и имели деньги для поездки, они могли спокойно съездить, расписаться и вернуться парой? И всё было отлично? А насколько это было дорого?
Дорога, снять жильё, разное. Вместе жить неприлично. Записаться на бракосочетание, подождать даты. В некоторых странах нужно было прожить в городе, где предполагался брак какое-то время. В общем дело не на неделю, и не на месяц. Но у ТС герои живут в другой стране, поэтому проблем нет.
В РИ работала огромная толпа иностранцев. Если он не планирует стать военным врачом, то подданство менять не нужно. Преподавать - иностранной профессуры в гражданских университетах дофига. Военные - только для граждан. Врач-иностранец дороже и престижнее отечественного.
Заграницей были православные приходы, там тоже можно было венчаться, что многие, живущие заграницей, и делали.
Что касается смены гражданства - для того, чтобы работать в РИ, это было необязательно. Но для некоторых профессий - например, медицинских - требовалась лицензия.
И жениться на иноверных христианах вполне было можно, при условии венчания в православной церкви и воспитания детей в православной вере.