Дано: СССР, 1940-1960-е годы. Мальчик становится сиротой (отец погиб незадолго до войны, сыну было чуть больше года; мать умерла в начале 1950-х). Пацан сперва жил в своем селе вместе со старшим братом - здесь, в сообществе, про достоверность самостоятельной жизни двух подростков-сирот в послевоенной деревне мы выясняли.
В следствие ряда событий мальчишки оказываются в другой области, недолго, ок.3 месяцев беспризорничают и наконец оказываются в семье сельского священника. И живут у него... ну, практически 7 лет. Старшему уже пятнадцатый год, он окончил семилетку, до армии трудится в колхозе, потом сельхозучилище и т.п.
Вопросы:
1) Могут ли дети, в частности младший, жить в этой семье без официального усыновления?
2) Как следствие - что у младшего будет со школой? У себя в селе он закончил 4 класс, возьмут ли его здесь в школу, если это не усыновленный, а просто живущий у местного попа мальчик? Брат может его содержать, т.к.работает, но он же сам еще несовершеннолетний.
Детдом и прочие казенные учреждения не желательны.
3) В будущем сможет ли младший с таким прошлым (жизнь в поповской семье) а) быть призванным в погранвойска и б) после сверхсрочной в конечном итоге поступить в военное училище, притом тоже пограничное?
Уточнение про его реальное классовое происхождение. Родители - сироты Гражданской. Мать годовалой девочкой нашли на дороге, по которой шли беженцы, росла в детдоме. Отец из крестьян, сын погибшего солдата Первой мировой и умершей от тифа крестьянки, воспитывался старшими братом и сестрой. Т.е. с происхождением у нашего героя все чисто, вот только долго жил в семье священника, а в армию пошел как раз в разгар хрущевских преследований РПЦ.
В следствие ряда событий мальчишки оказываются в другой области, недолго, ок.3 месяцев беспризорничают и наконец оказываются в семье сельского священника. И живут у него... ну, практически 7 лет. Старшему уже пятнадцатый год, он окончил семилетку, до армии трудится в колхозе, потом сельхозучилище и т.п.
Вопросы:
1) Могут ли дети, в частности младший, жить в этой семье без официального усыновления?
2) Как следствие - что у младшего будет со школой? У себя в селе он закончил 4 класс, возьмут ли его здесь в школу, если это не усыновленный, а просто живущий у местного попа мальчик? Брат может его содержать, т.к.работает, но он же сам еще несовершеннолетний.
Детдом и прочие казенные учреждения не желательны.
3) В будущем сможет ли младший с таким прошлым (жизнь в поповской семье) а) быть призванным в погранвойска и б) после сверхсрочной в конечном итоге поступить в военное училище, притом тоже пограничное?
Уточнение про его реальное классовое происхождение. Родители - сироты Гражданской. Мать годовалой девочкой нашли на дороге, по которой шли беженцы, росла в детдоме. Отец из крестьян, сын погибшего солдата Первой мировой и умершей от тифа крестьянки, воспитывался старшими братом и сестрой. Т.е. с происхождением у нашего героя все чисто, вот только долго жил в семье священника, а в армию пошел как раз в разгар хрущевских преследований РПЦ.
1940-1960-е годы. Мальчик становится сиротой (отец погиб незадолго до войны, сыну было чуть больше года;
Стало быть, мальчик получается где-то 1939-1940 г.р. И к 1960-му это будет уже совершеннолетний взрослый.
У себя в селе он закончил 4 класс
Учитывая, что в те годы в школу как правило поступали ближе к 8 годам, 4 класс он должен был окончить году в 1951-52.
И живут у него... ну, практически 7 лет.
1951(52) год + 7 = 1958-1959.
Старшему уже пятнадцатый год, он окончил семилетку, до армии трудится в колхозе, потом сельхозучилище
В какой момент старшему пятнадцатый год? В момент отъезда из родного села и попадания в семью священника, я правильно поняла?
И к 14 годам он вряд ли успел бы окончить семилетку. Мало того, что, как уже сказала, в первый класс шли лет в 8, так ещё и в войну многие школьники потеряли, кто год, а кто и больше. Но, я так понимаю, это не самый принципиальный момент.
1) Могут ли дети, в частности младший, жить в этой семье без официального усыновления?
Если это не крупный город, а сельская глубинка, то да, могли вообще без проблем. Как Нюшка из "Братской ГЭС" Евтуше — подозреваю, что её никто официально не усыновлял.
2) Как следствие - что у младшего будет со школой? У себя в селе он закончил 4 класс, возьмут ли его здесь в школу, если это не усыновленный, а просто живущий у местного попа мальчик? Брат может его содержать, т.к.работает, но он же сам еще несовершеннолетний.
Мог и ходить в школу, если изъявлял такое желание. В те годы была жуткая наразбериха. Множество документов в войну было потеряно, и у местных властей есть куда более важные дела, чем разбираться с тем, кого и на каких условиях поп усыновил.
В будущем сможет ли младший с таким прошлым (жизнь в поповской семье) а) быть призванным в погранвойска и б) после сверхсрочной в конечном итоге поступить в военное училище, притом тоже пограничное?
Уточнение про его реальное классовое происхождение. Родители - сироты Гражданской. Мать годовалой девочкой нашли на дороге, по которой шли беженцы, росла в детдоме. Отец из крестьян, сын погибшего солдата Первой мировой и умершей от тифа крестьянки, воспитывался старшими братом и сестрой. Т.е. с происхождением у нашего героя все чисто, вот только долго жил в семье священника, а в армию пошел как раз в разгар хрущевских преследований РПЦ.
А где и как это всё зафиксировано? Во-первых, какие документы подтверждают жизнь в семье священника, если официального усыновления не было? Во-вторых, какие именно родительские документы прихватили с собой братья, покидая родной дом? Откуда все эти факты будут известны, кроме собственноручно написанной автобиографии парня?
Для оформления в школу нужна школьная метрика, она оформлялась с первого класса и передавалась с ребёнком до выпуска из школы. Можно сказать, что метрика утерена, тогда ребёнка просто бы записали в ближайшую школу по свилительству о рождении. Ребёнок 10-14 лет мог сделать это сам, то есть присутствие взрослых не требовалось.
Не в каждом селе были начальные школы по 4 класса. Образование в селе (не везде, зависело от учителей) хромало очень сильно, поэтому ребёнка ждали а-ля вступительные экзамены. Не так строго, оценивался только уровень знаний по основным предметам - математика, грамматика. Если ребёнок не тянул, то могли отправить на год ниже. В 40 - 50х в классах был большой разброс по возрасту, презирать ребёнка за второгодность никто бы не стал. Несколько знакомых дедушек моих друзей приехали в городскую школу из села и учились с детьми младше на 2 года. Это не помешало им стать академиками.
Проживание у попа - это грязная страница истории - о ней лучше не упоминать совсем. То что не было официальной опеки ничего не значит, в то время могли даже прицепится к тому, что сосед в детстве алтарником был. Но можно было обтекаемо в биографии (составлялась на все случаи жизни) сказать, что жил у работника бюджетной конторы. Службе в армии, на границе и поступлению в пограншколу не особо мешает, но будет сильно препятствовать повышениям, наградам и допуск к секретным материалам.
Старший брат 1937 г.р. Младший 1940 г.р. Оба родились весной, в школу пошли в 7,5 лет. Мать потеряли в 13 и 10 лет, одни жили чуть больше года. Именно к окончанию этого года закончили 7 и 4 класс. Т.е. весной 1951 года. Дело происходит в глубоком тылу, так что учебных годов не пропускали. Все документы, что остались от родителей, метрики и свидетельства об окончании 4 и 7 класса целы и на руках. Из родного села они уезжали почти официально к родственнице, забрав все документы. Уезжали, т.к. степной пожар уничтожил чуть не полсела, жить негде. По счастливой случайности пацаны затеяли накануне побелку хаты, документы и часть вещей уцелели в погребе на огороде, сами тоже ночевали в огороде в шалаше. Школа и сельсовет, где все документы, тоже пожаром не затронуты.
Родственница, как оказалось, умерла, ее муж и старшие дети погибли на фронте, так что из родни никого нет, а город чужой, вот и бродяжничали пол-лета и начало осени.
Свидетельства проживания в семье попа - только слова в ответ на законный вопрос, чего это у тебя часть документов из Саратовской области, а потом резко Чкаловская? Где жил и почему? Я просто подозреваю, что войска НКВД-МГБ-КГБ, каковыми были и есть погранвойска чуть более требовательны в плане благонадежности. К моменту срочной службы кампания "покажем последнего попа в телевизоре" уже идет, 1958-1964 гг.
За комментарии сердечно благодарю уважаемых анонов!
Так, судя по датам рождения, младший в войну ещё и не школьником был. Старший — да, теоретически мог в 1944 году в первый класс пойти, если повезло, и в селе имелась младшая школа. Но насколько знаю по рассказам взрослых, в глубинке с этим было очень хреново.
Пример номер один. Близко знаю семью с историей, во многом похожей на вашу, — тоже жили в деревне, и школа была только километра за 3-4 от дома, и только средняя. Когда дети после войны остались без матери, то старшие сначала сами учили младших читать и писать. И это более чем типичная картина для того времени.
Пример номер два: мама училась в МГУ в то время, когда строился комплекс на Ленинских горах. Строила его молодёжь как раз из поволжской глубинки — Мордовия, Ульяновская область, Саратовская. И студенты на добровольно-принудительных началах преподавали у строителей в вечерней школе, потому что у тех не то что никакого образования не имелось — многие, особенно девчонки, были вовсе неграмотными.
Свидетельства проживания в семье попа - только слова в ответ на законный вопрос, чего это у тебя часть документов из Саратовской области, а потом резко Чкаловская? Где жил и почему? Я просто подозреваю, что войска НКВД-МГБ-КГБ, каковыми были и есть погранвойска чуть более требовательны в плане благонадежности. К моменту срочной службы кампания "покажем последнего попа в телевизоре" уже идет, 1958-1964 гг.
Давайте знаете от чего плясать — вам как для истории надо? Чтобы поступил, или чтобы не взяли?
Если первое, то парень может написать в автобиографии что-то вроде: да, так и так, вся семья погибла, нас приютил священник, но я
никогда не разделял его идейных заблуждений, потому как религия — это опиум для народа, я был пионером, потом вступил в комсомол, потому как всегда хотел вырасти настоящим строителем коммунизма. И если у вашего героя в остальном хороший послужной список — был пионером, комсомольцем, хорошо себя зарекомендовал в армии — то на жизнь в семье попа, скорее всего, закроют глаза. Тем более что поп даже и никакой не родственник.
Но тут такое дело - церковь была только в крупном селе, вокруг которого несколько деревень без церкви. В этом разница между селом и деревней - размер и наличие церкви, которая в РИ вела учет граждан. В СССР в селе стали делать правление колхоза, где был паспортист, велся учет граждан, браки, разводы, свидетельства о рождении по селу и по деревням. Могла продолжать работать церковь. Т.е. председатель не мог не знать, что у попа живут сироты, а потому председатель запачкан в компромат по уши. И тут как вам надо: либо председатель подтверждает версию с передовиком-коммунистом, либо никто ничего дальше райцентра не проверяет, либо кто-то хочет получить место председателя и сливает дискредитирующий его факт в соответствующие органы, попутно портит жизнь парню, который теряет все шансы на в/о.
Мало вероятно, что в селе старшего ребёнка отправят в школу в 7,5 лет. В то время нормой было начать учить в возрасте 8-10 лет, особенно если школа в соседнем селе, куда даже нормальной дороги нет. Зимой уроки пропускали из-за метелей и снегопадов, весной из-за наводнения и распутицы. Транспорта для школьников даже не предусматривалось. Подвезёт телега с молоком - уже хорошо. Старшего ребёнка в школу отдадут ближе к 10 летнему возрасту, потому что за младшим надо присматривать, детских садов как таковых в селах в то время не было. Были, но мало где, и то больше в качестве яслей лет до 5-ти. Младшего могли отдать и в 7,5 вместе с старшим братом. То есть они могли учится и в одном классе.
Если старшему брату было 13 лет на момент смерти матери, а отца не было, то никаких жить сами по себе быть не могло. Либо родственники оформляют опекунство, либо интернат. За сироток без присмотра председателя подведут под суд. 13-летняя девочка в фильме "Мужики", которая одна ведёт хозяйство и няньчит двоих братьев - всего лишь художественный вымысел.
Откуда у них деньги, чтобы перебраться в город? В селах в то время были трудодни, а паспартов и денег практически не было. Только в деревеньках рядом с городами был шанс заработать рубли, продавая молоко, сметану, творог, яйца, если председатель смотрел сквозь пальцы. А мог и не смотреть и железной рукой отправлять за бесплатно в колхоз.
Учится старшему в школе после смерти матери врят ли получится, председатель отправит работать в колхоз и будет препятствовать отъезду. Мужчин в то время было мало, а те что были либо калеки, либо алкоголики после войны. То есть ему и уехать то не дадут. Мой дед перебрался в город только потому, что на физическую работу не хватало силёнок (детская травма). И перебрался только потому, что прабабка надоумела, что хорошо бы его послать учиться к родственникам на профессию.