Если я использую мелкую деталь из чужого канона, то насколько это плагиат?
На примере условных «Сумерек». Во многих произведениях вампиры могут гипнотизировать своим взглядом, не могут войти без приглашения, имеют способности и т.д. и т.п., но под солнцем святятся как бриллианты, вроде, только в «Сумерках». Это реально мелкая деталь, которая фигурирует в одном произведении, поэтому мне интересно насколько эта плагиат, если использовать её у себя?
Просто есть один канон, где у сверхъестественного существа в физиологии есть мелкая деталь, которая не влияет на сюжет и персов, и она просто есть. И я не видела её больше нигде. Но я прям очень хочу её использовать. Насколько сильный это плагиат?
На примере условных «Сумерек». Во многих произведениях вампиры могут гипнотизировать своим взглядом, не могут войти без приглашения, имеют способности и т.д. и т.п., но под солнцем святятся как бриллианты, вроде, только в «Сумерках». Это реально мелкая деталь, которая фигурирует в одном произведении, поэтому мне интересно насколько эта плагиат, если использовать её у себя?
Просто есть один канон, где у сверхъестественного существа в физиологии есть мелкая деталь, которая не влияет на сюжет и персов, и она просто есть. И я не видела её больше нигде. Но я прям очень хочу её использовать. Насколько сильный это плагиат?
Суммируя: это не плагиат ни в коей мере, пишите спокойно.
Берите смело и не парьтесь. Ну, в крайнем случае укажите кроссовер с нужным каноном.
Хотя если вокруг этой мелкой детали, которую вы собираетесь взять, не наверчен весь используемый канон, то никто даже и не заметит.
... а приличным вампирам на солнце положено сгорать, а не вот это ваше всё!
Воровать всегда плохо. Даже по мелочи. Вы же ваяете нетленку, почему бы не придумать что-то реально свое?
Имхо, если вы сделаете сноску, что "На деталь А автора вдохновило произведение В", то все будет норм.
Мнение еще одного писателя: а вы, простите, вообще все элементы в своих книгах придумываете? Ни греческой мифологией не пользуетесь, ни библейской, ни заимствованиями из фольклора, ни отсылками к классике? Вот прям по чесноку все, с нуля?
По сабжу вопроса: разница между оммажем и плагиатом весьма условна. )) Использовать вампирское сияние можно, почему нет? Но будьте готовы а) к неизбежным ассоциациями, которые автоматически будут возникать у всех, кто хотя бы краем уха слышал про этот прикол в "Сумерках". б) к наплыву читателей, которые захотят постоять на табуреточке в белом пальто. Даже в комментах их уже две штуки. Представьте, что будет в комментах.
Вы путаете соленое с жидким. ТС хочет взять узнаваемый маркер из чужого произведения (которое кто-то написал) и вставить его в свое. Таким образом, нетленка ТСа становится либо фанфиком, либо плагиатом (и тут грань реально очень тонкая).
А вы приплели мифологию, которая есть суть коллективное творчество многих поколений, и за давностию лет уже не принадлежит никому конкретному. Не вижу ничего плохого в использовании элементов мифологии в своих произведениях. И, раз уж на то пошло, палеонтологии) Из чужих книг я не ворую, могу поклясться на томике Толкиена.
а с другой стороны, анон. взять тех же вампиров. кто-то же первый из авторов додумался им давать сверхъестественные способности. а потом и другие авторы это подхватили. я имею ввиду, что вот в тех же Сумерках вампиры там мысли читать умели, видеть будущее и прочее. в той же Аните Блейк есть у каждой линии крови свои силы. а еще в книжках по Дневникам вампира они были. там вампиры могли в разных животных превращаться.
я к тому, что в мифологии вампиры не видели будущее, не имели телекинеза и прочего. но потом же нашелся автор, который это придумал. а дальше и остальные подхватили.
мимо
От того, что плагиат широко распространен в авторской среде, он не перестает быть плагиатом. И если уж докапываться до источников, то как-то уместнее вспомнить Стокера и игровую систему Vampire: The Masquerade.
Еще один анон в пальто
ну, так и никакой тогда претензии к ТС. а то тут вон и бурю негатива он может отхватить, и народ в белом пальто, и прям должен поставить предупреждение, и сделать это кроссовером и бла-бла-бла. кто-то из авторов хоть за что-то отхватил? Роулинг вон сколько спиздила у Самой плохой ведьмы. кто-то ей слово сказал иль помешал зарабатывать ее сотни миллионов долларов? а ведь она украла часть сюжета, школу, персонажей. а тут ТС одну детальку спиздить решил. как по мне, ТС может забить на это.
Будет ли использование чужих идей в тексте плагиатом? - Да, будет.
Аморально ли такое использование? - Да, полностью.
Поступают ли так другие авторы? - Да, поступают.
Остальное на совести ТС.
Анон-автор
Ну разве что на Толкине. Который черпал из Эдды и не только полной рукой. Еще на Шекспире можно - он юзал Саксона Грамматика и не его одного. ))
Видишь ли, дорогой автор. Есть такая штука, как переосмысление. И постмодерн. Используют ли Михаил Успенский, Сапковский или, скажем, Пелевин в своих книгах элементы других произведений? Несомненно. Делает ли это их плагиаторами? Ни в коем разе.
Если ты в процессе работы игнорируешь огромный культурный пласт и ничего из него не берешь - это, конечно, твое право. Но не стоит превращать собственное право в обязанность для других.
Как использует ТС пресловутое сияние, мы понятия не имеем. Вполне возможно, постмодернистски обыграет. Или вставит как оммаж. Или как пародийный элемент. Плагиат как юридическая категория начинается с определенного процента заимствований. Отдельная мелкая деталь плагиатом быть не может.
Вы, дорогой мой, лезете в бутылку. Повторюсь, раз уж с первого раза не дошло: есть некое произведение (условные "Сумерки"), у которого есть автор, у которого в свою очередь есть авторское право. И есть мифология и равносильные ей произведения (та же "Эдда"), которые давно вошли в фольклор и даже при перепечатке не требуют авторских отчислений. Ты мне еще "Легенду о короле Артуре", которой Сапковский вдохновлялся, припомни.
Что за детский сад, ну.
И использование детали А в произведении после этого не более плагиат, чем любой фанфик, написанный по любому произведению. Когда авторы используют не одну деталь, а мир и героев, и не считают это плагиатом, а считают фанфиком или "произведением по мотивам" или еще чем-то...
Ну... всех?))) Ой, да ладно, ну неужели вы, читая очередной опус на эту тему, не вспоминаете неповторимый оригинал???
Или реально не видите разницы между фантастической притчей и жизнёвой ситуацией, которых случались тысячи до того, как одну их них описал Толстой, и после?
Я тебе, белоплащевый, "Русалочку" припоминаю. Которая совершенно авторская - и которую буквально по нотам отыграл Сапковский. По Успенскому и Плевину тоже на пальцах объяснить или сам поймешь, о чем речь?
Если ты не различаешь авторское переосмысление и плагиат - то херовый ты автор. Соболезную.
"Исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора".
Еще вопросы есть? По поводу Русалочек и иже с ними? С Пелевиным спорно, да и у ТС нигде не упоминается переосмысление, он просто хочет взять маркер из книги некого автора и вставить его в свою. Это либо фанфик, либо плагиат, вообще не понимаю, о чем тут спорить.
...такое чувство, что я тут говорю с любителями воровать почту у соседей и обшаривать чужие карманы в автобусах. Ну а что: чиновники вон миллионы из бюджета воруют, а вы - так, по мелочи, а значит не считается.
Удивляют защитники авторских прав в сообществе, где большинство пишет фанфикшн, заимствуя не какие-то там мелкие детали, а миры и персонажей целиком. Или они и с фикрайтерами воюют? А с иллюстраторами тоже? Если я, не спросив разрешения, нарисую персонажей чужого текста, ко мне тоже будут придираться?
Все, аноне, зависит от того, монетизируешь ты свой шедевр или нет. Фан-творчество находится, так сказать, в теневой зоне. Пока ты ваяешь у батареи голого Эдварда, сияющего, аки гирлянда, да собираешь лайки - все ок. Но вот если ты решишь продавать свои шедевры - правообладатель вполне может прийти и настучать тебе по кепке. С текстами то же самое, кстати. Если автор решит очень сильно заморочиться - вполне может попытаться засудить особо наглого артера или райтера. Это сложно, но возможно. Другое дело, стоит ли овчинка выделки, но это к делу не относится.
Для справки: я люблю фики (особенно по своему творчеству)). И фанарт люблю. Но вопрос Тса звучил: будет ли плагиатом использование в !оригинальном тексте чужих идей. Думаю, мы тут уже все выяснили)
У меня предположения о монетизации даже не возникало.
Артер в 22:19
ППКС, и я более чем уверена, что они его не игнорируют, а просто молча берут под предлогом того, что авторы давно померли (Шекспир, Толкиен) или вообще неизвестны (авторы Эдды и греческих мифов). Но стоит только намекнуть, что что-то могут гипотетически написать, вдохновившись их персональным творчеством - вонь до небес и копирастия в полный рост гарантированы.
И чистая авотуменяшка: в бытность свою в толкиенофандоме писала я как-то фичок, в котором одним из главных действующих лиц была весьма специфичная ОЖП. Ей нужно было имя, чтобы и не из канона, и атмосферненько вписывалось. Подходящее попадалось мне в книге одной фэнтезистки отечественного розлива. Я его использовала, в дисклеймере честно указала, что имя ГГ взято у такого-то автора... и с удивлением узнала, что никто, кроме меня, у этого самого автора персонажа с таким именем не заметил (и немудрено - персонажа так назвали за всю книгу ровно один раз).
Все, аноне, зависит от того, монетизируешь ты свой шедевр или нет.
А разве ТС его монетизировать собирается?
Тот самый анон в 16:06, справедливо считающий копирастеров ебанашками.
*вспомнила, как тут один человек искал обоснуй для фикс-ита конкретного канона - а сколько ещё таких было, у которых каноны просто не опознали?*
Ооо, переход на личности оппонентов, когда нет аргументов в пользу своей точки зрения - это так свежо, остроумно и ново! *табличка "сарказм"* Если ты у нас такой умный и высокоморальный, скажи-ка нам, кому принадлежит заслуга введения в обиход литературного тропа "рыжие близнецы"?
Ооо, переход на личности оппонентов, когда нет аргументов в пользу своей точки зрения
Во-первых, переходить на личности не я начала: "справедливо (!!!) считающий копирастеров ебанашками", "Мнение психбольного читателя озвучено выше"... У вас вот к этому товарищу никаких претензий?
Во-вторых, аргументов в пользу своей позиции я привела более чем, начиная с цитаты из законодательства. А у вас кроме гонора и неадеквата какие-нибудь аргументы планируются?
"Скажи-ка нам, кому принадлежит заслуга введения в обиход литературного тропа "рыжие близнецы" - О, а давайте я вам тоже вопросов из "Что, Где, Когда" позадаю, но из своей сферы деятельности? Не знаю, как это связано с вопросом ТС, но в гугль полезете надолго))
Иными словами, вы ни уха, ни рыла не шарите в современной литературе в целом и фикрайтерстве в частности, но с умным видом отплясываете на соо для фикрайтеров. Восхитительный экземпляр тупой ебанашки, давно таких не встречал (и охотно не встречал бы еще столько же, но лезут, суки, в каждую дырку).