Аноны, помогите, пожалуйста! Читаю Дюма «Из Парижа в Астрахань. Свежие впечатления от путешествия в Россию».
Там он регулярно жалуется на проблемы с постелью. Жалуется, что в России очень жесткие матрасы, а в большинстве случаев их вообще нет. С его слов получается, что, по крайней мере в дороге, большинство русских привыкли спать без матраса и постели или без каких-то ее элементов. Например, он пишет:
читать дальше
Я словил разрыв шаблона, потому что это противоречит впитанным с детства представлениям о русских невестах, за которыми давали в приданное гору подушек, о «лебяжьих перинах» из сказок и тому подобном. Всегда считал, что с подушками и перинами в России все было хорошо, потому что птичьего пера вроде бы хватало. А по Дюма получается, что даже средние классы привыкли спать без этого. Почему считаю, что в этом вопросе Дюма можно считать источником
Правильно ли я понял, что в то время с постелями напряженкаи как эти люди могли спать, не подложив под спину что-нибудь мягкое? Дело в том, что я пишу фик по канону, связанному с русской историей, а теперь запутался и не знаю, как описывать быт.
Если что, у меня в фике время до 19 века, но, раз даже в 19-м было плохо с постелями, значит, до этого должно быть еще хуже.
Там он регулярно жалуется на проблемы с постелью. Жалуется, что в России очень жесткие матрасы, а в большинстве случаев их вообще нет. С его слов получается, что, по крайней мере в дороге, большинство русских привыкли спать без матраса и постели или без каких-то ее элементов. Например, он пишет:
читать дальше
Я словил разрыв шаблона, потому что это противоречит впитанным с детства представлениям о русских невестах, за которыми давали в приданное гору подушек, о «лебяжьих перинах» из сказок и тому подобном. Всегда считал, что с подушками и перинами в России все было хорошо, потому что птичьего пера вроде бы хватало. А по Дюма получается, что даже средние классы привыкли спать без этого. Почему считаю, что в этом вопросе Дюма можно считать источником
Правильно ли я понял, что в то время с постелями напряженка
Если что, у меня в фике время до 19 века, но, раз даже в 19-м было плохо с постелями, значит, до этого должно быть еще хуже.
Александра I и Константина Павловича бабуля пожелала с детства приучать к спартанским условиям спанья. Никаких перин они не видели, матрасы были жёсткими, накрывались они обычно простынью, зимой одеяло было тонкое. Болели пацаны часто, причём простуды переносили на ногах, их не жалели. Ко взрослому возрасту это отбило у них желание заботиться о своём здоровье (что у Александра кончилось глупой смертью). Во взрослом возрасте Александр, даром что император, спал чаще всего на раскладной постели на подушках (т.е. на каркас укладывали несколько подушек, а не целые матрас и перину). До сих пор не раздуплю, как. Он был ростом ок. 185 см, раскладушка явно короче. Сворачивался в не слишком плотную позу эмбриона, видимо
И не знаю, как жил во Франции Дюма, но матрас на сене был у Анжелики, пока она не вышла за богача Жоффрея, а когда Дартаньян, во время бегства двора из Парижа в деревню, приносит в зал замка, где остановился двор, вязанку соломы и ложиться спать, для всех придворных это норма, они просто не знали, где купить солому для спанья -- постелей в пустующем замке не было, но реакция придворных не "Ну хотя бы на соломе", а "О, солома, это же так хорошо". Т.е. все герцоги и графы вполне спали на соломенных матрасах и раньше.
Нежно любимую "Пошехонскую старину" выше уже цитировали — но там, наравне с жесткими матрасами и спаньём на сене, есть и вот такое описание постели в доме "Тётеньки-сластёны":
"На кровати, не внушавшей ни малейших опасений в смысле насекомых, было постлано два пышно взбитых пуховика, накрытых чистым бельем. ... Едва приложил я голову к подушке, как уже почувствовал, что меня раскачивает во все стороны, точно в лодке. Пуховики были так мягки, что я лежал как бы распростертый в воздухе. Одно мгновение – и я всем существом окунулся в ту нежащую мглу, которая называется детским сном".
Понятно, что Никаша не приучен к подобным условиям — у его маменьки вообще не забалуешь.
"Маленькая княгиня ворчала на горничную за то, что постель была нехороша. Нельзя было ей лечь ни на бок, ни на грудь. Всё было тяжело и неловко. Живот её мешал ей. Он мешал ей больше, чем когда-нибудь, именно нынче, потому что присутствие Анатоля перенесло её живее в другое время, когда этого не было и ей было всё легко и весело. Она сидела в кофточке и чепце на кресле. Катя, сонная и с спутанною косой, в третий раз перебивала и переворачивала тяжелую перину, что-то приговаривая.
— Я тебе говорила, что все буграми и ямами, — твердила маленькая княгиня, — я бы сама рада была заснуть; стало быть, я не виновата".
И плюс не забываем делать скидку на время. Тогда всё было другое, воспринималось по-другому — и постель не исключение. С нашей, современной точки зрения, хвалимые Дюмой пружинные кушетки минувшей эпохи ничуть не лучше голых досок. Сколько я ни пыталась сидеть на старинных пружинных диванах, никогда долго не выдерживала — ужас, как жёстко.
У моих родителей всегда были и у нас с мужем есть сейчас ортопедические матрасы, довольно жёсткие, но почему-то очень и очень удобные. А пружинный диван или кровать с панцирной сеткой - да ну их в пень! Или всё неровно, жёстко, как на булыжниках, или всё провисает противоестественным для тела образом. Реально лучше на полу на одеяле, проверено собственными боками. На соломе или сене не спала, но на купаче, это узбекский ватный напольной матрас - вполне удобно, в гостях в Узбекистане много раз спала на таком. Вроде бы у японцев это называется "футон". Перина, как её описывают - даже думать страшно, что там будет с позвоночником. Тут ещё очень сильно дело привычки.
Упс... Буква не пропечаталась. КуРпачи, куРпача.
полный ад. я спала как-то на перине в гостях. Как всё болит потом. Это как на горе подушек спать. На голом полу удобней (проверено)
обитаетв поездах, но лучше, конечно, набитый, перебиваемый и высушиваемыйТак вот. Валяться на сене охрененно мягко. Обычный матрас старый куда менее крутой. А ещё - есть одуряющий запах от сена, очень вкусный.
Всех минусов - нужно что-то плотное, чтобы не кололо.
Да не, они сначала встретили появление соломы насмешками, но д'Артаньян так ловко продемонстрировал, что из соломы можно устроить приличное ложе, что они возгорелись:
Д'Артаньян, взвалив на себя три связки соломы, вернулся в замок, где
все, дрожа от холода и клюя носом, с завистью посматривали на короля,
королеву и герцога Орлеанского, отдыхавших на своих походных кроватях.
Появление д'Артаньяна вызвало всеобщий смех в большом зале, но д'Ар-
таньян и виду не подал, что заметил насмешки. Он принялся устраивать се-
бе ложе из соломы с такой ловкостью и с таким веселым видом, что глаза
разгорелись у всех этих людей, страшно хотевших спать и не знавших, как
бы устроиться.
- Солома! - восклицали они. - Солома! Где можно достать соломы?
Это придворная аристократия. Им мозгов не хватает понять, что солома в их матрасе и солома в вязанке - это одно и тоже. А когда, с подачи д'Артаньяна, нищего дворянчика, родители которого сами вели хозяйство и приучили к этому сына, они сложили два и два, когнитивного диссонанса не возникло. Обратите внимание, они радуются соломе, спать на соломе для них в порядке вещей, но они не знают, откуда она берётся - банально нет житейской смётки послать слугу на конюшню или в трактир, или на рынок, где всегда есть солома. Они не устраивали сами лошадей, не устилали соломой пол в подсобных помещениях, не набивали себе матрас и т.д.
Фантазировать можно что угодно, но на самом деле как купить солому они не понимают, потому что для дворянина того времени торговля и торговая сметка считались зашкваром. При этом часть из этой аристократии побывала на войне и/или в различных переделках, часть выросла в деревне, так что знают и понимают они больше, чем может показаться на первый взгляд. Хотя это уже оффтоп.
Для богатого аристократа ходить на войну с 3-4 слугами, отлично фехтовать и стрелять, но не уметь самому одеваться, жить в деревне, но не знать, где в зАмке курятник и откуда берётся солома - это запросто.
Не согласен, но это уже совсем оффтоп и не имеет отношения к матрасам и соломе, так что обсуждать не буду.
Касательно жизни в деревне - взрослый, может, и не пойдет в курятник, а вот маленький облазит все окрестности. У него же еще нет представлений о том, что для дворянина прилично, а что нет.
Вы сильно так путаете нормы поведения, морали и приличий. То, что вы сейчас такое видите вовсе не значит, что так было раньше.
Вспомните о том, со скольки лет этих детей учить начинали учить и о том, что вообще-то никогда их в одиночестве не оставляли, выбросите этот бред из головы. Фильмы вам врут.
Какие нах фильмы?
и то и то не имеет отношения к реальности. Вопрос должен так же учитывать уровень достатка семьи. И взгляды родителей. Скажем дети Толстого воспитывались не так же как Императорские (исключим беднягу-Александра)
и то и то не имеет отношения к реальности.
А я не понимаю, как походы детей могут быть зафиксированы исторически. Вот я допустим, в детстве втайне от родителей ходил кормить кошек. И? Если б я был исторической личностью, как это могло быть зафиксировано исторически, если только я сам об этом не сказал?
Но это уже лютый оффтоп
я понимаю, что вы не понимаете, однако - воспитание аристократа это очень специфическая вещь. Вы - НЕ аристократ (я тоже, но я историю педагогики изучала). То, как раньше учили и растили "детей" сильно отличается от того, что мы можем себе представить. Это вы были ребёнком в 14, а Джульетта, например, уже девка близкая к тому, чтобы стать старой девой.
Это совершенно альтернативный менталитет, воспитание и нормы. Почитайте например о быте крестьян. С 7 лет девочка уже могла была нянькой при младших братьях/сёстрах.
Тут нет детства. Совсем. А вы судите как человек который его имел.
Во всех художественных произведениях мы получаем смягчённую версию или версию где просто не уточняется (или мы просто не можем этого уловить). Например есть картина "Прибытие учительницы в деревню". Для нас с вами (для меня тоже, пока я не начала изучать быт) это ну просто картина, чего она там куксится? А для героини - это конец жизни. Конец её очень молодой жизни, потому что замуж она скорее всего может и не выйти, останется старой девой учительствовать и никогда не выберется в лучшее место без чуда (а чуда в общем-то не будет).
В общем. То, что мы считаем "само собой" и "да как бы они узнали" для того времени работает совершенно иначе. Времени, чтобы бегать кошек кормить у аристократа нет. Есть большой список нужных знаний и умений. Есть необходимость общаться постоянно с другими аристократами (не по своему желанию, а именно что надо). Да, была прослойка времени, когда человек балду гонял, но это скорее исключение. То, что у Пушкина Онегин то в балет то в поле - это для того, чтобы предупредить его лёгкость и неразумность, которые позднее показаны в его действиях. Его ветреность, самоуверенность и другие качества.
На самом деле во времена Шекспира в Англии девушки в большинстве своем так рано замуж не выходили, а про реальную Верону Шекспир не так уж много знал, так что возраст Джульетты в пьесе это скорее чтобы добавить перчика. mariro.livejournal.com/134500.html
Почитайте например о быте крестьян. С 7 лет девочка уже могла была нянькой при младших братьях/сёстрах.
Представьте, читал. Не надо мнить себя начитаннее других.
картину, кстати, вы должны знать
Вы, я вижу, из тех людей, которые думают, будто люди это такие зверушки, психику которых можно менять по собственному усмотрению, и она в каждом веке своя, а я считаю иначе. Да, конечно, в каждом веке человек будет действовать, исходя из тех возможностей и знаний, которые у него есть на тот момент, но основа у него всегда одна
, а мозгов иногда побольше, чем у некоторых наших современников.Тем более это касается детей, которых окружающие условия еще не успели изменить под себя. Ребенок есть ребенок, даже если он вынужден работать круглые сутки, в чем-то он действительно быстро взрослеет, но чем-то все равно остается ребенком. Так-то некоторые пуритане и играть детям запрещали, но что-то ничего хорошего из этого не вышло, дети взрослыми не стали - кто-то, очевидно, втайне играл все равно, а у кого-то это вылилось в истеричность и опасные "игры" со взрослыми, как у Элизабет Пэррис и Эбигейл Уильямс. Наше противоречие заключается в разном взгляде на человека, и в ней мы не сойдемся, на этом, думаю, надо сворачивать оффтоп.ЗЫ. И, насколько я помню, теория, по которой средневековые дети "просто маленькие взрослые" уже считается устаревшей.
Спасибо всем за ответы!
Я так понял, что на самом деле не все так просто было с пухом и перьями на Руси, это удовольствие было дороже, чем кажется. Можно ли сказать, что часть проблем, на которые жаловался Дюма, вызвана тем, что у русских, в отличие от французов, было принято возить постель с собой, а часть с тем, что постель с матрасом или периной действительно была не всем доступным удовольствием?
ТС
Да. И никто не сподобился объяснить это презренному иноземцу. А те, для кого он не презренный, были уверены, что он или сам возит постель, или привык спать на шинели как бывший военный или гражданский чиновник с частыми командировками, или сын небогатых помещиков, вынужденных вести спартанский быт.
а часть с тем, что постель с матрасом или периной действительно была не всем доступным удовольствием?
Перина - да, это очень дорого. А матрас на сене был и у крестьян. Матрас на вате - средняя цена, и вполне мягкий, даже если спать на нём одном на полу. Но на постоялых дворах и в недорогих гостиницах, в трактирах с номерами о постели не заботились вообще, потому что постояльцы либо её везли с собой, либо вообще не требовали, могли спать и на стуле, и не скамье. То же самое с гостями - тебе дали тёплую проветренную комнату без клопов, а дальше либо твой слуга приносит постель, либо ты привык спать на своём пальто и лишний груз с собой не возишь.
маленький облазит все окрестности. У него же еще нет представлений о том, что для дворянина прилично, а что нет
Не офотоп, ТС, а реальность, для фанфика пригодится - то, что ребёнок мог каждые 2-3 дня убегать на часок от няньки и гувернёров посмотреть на кузню, пахоту или покидать камни в лужу, не означает, что он при этом был обучен сам застёгивать пуговицы и делать шнуровки. Ребёнок убежал, испачкал одежду, его слуги переодели, а гувернёр приказал ребёнку в наказание сделать два лишних упражнения по иностранному языку или математике. То, что ребёнок где-то БЕГАЛ, не означает, что его УЧИЛИ организовывать мелкий быт, самообслуживаться, планировать бытовые дела, подмечать мелкую выгоду и т.д. Посмотреть на курятник и украсть свежее яйцо не означает умения разводить кур и навыков того, как полностью использовать курицу в хозяйстве, начиная от супа и обработки пера на перину до изготовления хорошего компоста из куриного дерьма.
для дворянина того времени торговля и торговая сметка считались зашкваром
Говорить о ней публично считалось зашкваром, а приватно занимались все. Но нюанс - богатые торговали по-крупному, а вот скупить всю солому в городке, чтобы продавать в лишённом мебели зАмке сообразил только голожопый дворянчик, который сам решал все мелкобытовые дела, включая штопку одежды. При этом богатые дворяне, и мужчины, и женщины, обученные изысканной вышивке, не соображали, как зашить порванную одежду - они могли или слугу позвать, или страдать из-за того, что приходится ходить в рваном.
Времени, чтобы бегать кошек кормить у аристократа нет. Есть большой список нужных знаний и умений. Есть необходимость общаться постоянно с другими аристократами (не по своему желанию, а именно что надо). Да, была прослойка времени, когда человек балду гонял, но это скорее исключение.
Ребенок есть ребенок, даже если он вынужден работать круглые сутки, в чем-то он действительно быстро взрослеет, но чем-то все равно остается ребенком
Опять же, ТС, не офтоп, а вам для понимания менталитета - убежать из классной комнаты, чтобы покувыркаться в сене, не означает умения оценивать траву на сено, заготавливать его, распределять, что из готового в матрас, а что на рынок. И не означает умения сообразить, что можно купить у крестьянки n-локтей домотканого полотна, у её мужа три вязанки сена - и вот тебе в поле матрас как дома, поспал, продал, чтобы с собой не таскать громоздкую вещь, да ещё и с выгодой, а иголку, нитки и ножницы можно возить и с собой, они маленькие. Им проще привыкнуть спать на шинели или на многочисленных подъюбниках, а всему вышеназванному кто-то должен НАУЧИТЬ. То, что добрая скотница дала сбежавшим от гувернёров с гувернантками барину/барышне пару раз подоить корову, практически поиграть, не означает, что, став взрослыми, эти дети будут помнить, КАК это делать и тем более у них в голове не появятся устойчивая логическая связка о бутерброде на завтрак и корове.
Именно поэтому дворяне нищенствовали, не соображая, как извлечь выгоду из остатков владений - сами не умели, учить было некому или не соображали из-за менталитета учиться у крестьян, проще уехать в город и стать мелким чиновником, снять комнату категории "завтрак и стирка", ужинать в трактире. И наоборот - "Она езжала по работам, Солила на зиму грибы, Вела расходы, брила лбы": мелкий помещик сам за всем следит, от заката и до рассвета, практически это фермер, пишет книги о хозяйстве, а вот с великосветскими навыками у него плохо, для изысканного дворянства он предмет насмешек. Но опять же, смотря где - Англия, Германия и Скандинавия имели другой менталитет, хотя и не во всех слоях общества.