Записи с темой: Россия/СССР/СНГ (23)
1907 год, Россия, Санкт-Петербург. Интересуют некоторые моменты университетского бытия.
1. Мог ли в столичном университете обучаться поляк (по русски говорить умеет)?
2. Сколько раз можно было пересдавать экзамен?
3. Были ли у преподавателей университета какие-то личные закутки/кабинеты в самом университетском здании? Хотя бы личный письменный стол, куда нерадивый студент, обозлённый нежеланием преподавателя поставить хорошую оценку за взятку, мог подбросить некую гадость?

@темы: История, Россия/СССР/СНГ, Обучение/учебные заведения


Два вопроса по РИ середины 19 века.
1. Как в те времена обстояли дела с правами мусульман? Можно ли им было проживать в Москве и Петербурге, состоять на государственной службе (в частности, на военной), сохраняя свою веру? У меня есть сведения только про татар, занимавшихся извозом в столицах, но это не совсем то.
2. В наличии англичанин - мелкий дворянин, очень хорошо образованный, имеющий опыт военной службы и в принципе к службе годный (возраст чуть за 30, здоровье в порядке). В силу личных обстоятельств он, так сказать, не сошёлся характером с британским высшим обществом и перебрался на ПМЖ в Российскую империю. Происходит это в 1850х годах. Как бы это половчее сделать? У меня есть два варианта в рассмотрении: либо персонаж будет участником Крымской войны, попадёт в плен и попросится в российское подданство, либо уже после войны скажет соотечественникам "подайте шляпу и пальто, ебал я ваши именины" и свалит, громко хлопнув дверью. Какой вариант лучше реализовать с тем, чтобы в дальнейшем персонаж смог вести нормальную жизнь? Если это играет роль, по официальному вероисповеданию персонаж - протестант англиканского толка, по мироощущению - скорее, атеист, но своим атеизмом, как вчерашними трусами, не размахивает.

@темы: История, Быт/уклад/обычаи, Россия/СССР/СНГ

Российская империя, первая половина 18 века, Урал. На уральский завод приезжает заморский инженер (немец, лютеранин). Оставаться в России навсегда, принимать подданство цели нет, цель подзаработать, вернуться в Фатерлянд и жить, не тужить. Там имеется небольшая община таких же иностранных специалистов — немцы, датчане, голландцы, англичане. Наш инженер встречает в этой общине молодую даму (тоже лютеранка), начинается любовь-морковь и все дела. Проблема в том, что дама замужем (муж — из таких же иностранцев, горный мастер, пьет горькую, даму колотит, вернуться на родину не могут, так как пропивает все до копейки). Инженеру предлагают выход — он и его дама сердца принимают православие, венчаются и живут в России долго и счастливо. Реально вообще такое? Для православной церкви она будет считаться незамужней или все-таки нужен развод? Ка его могла получить лютеранка, находясь на территории РИ? И могла ли вообще?

@темы: История, Россия/СССР/СНГ, Межполовые отношения

Россия, примерно 2007 год. Персонаж (не силовик) уебал террориста (реально террориста, захватившего нескольких заложников). Уебал не сразу насмерть, но террорист при этом навернулся с высоты приблизительно 8-го этажа и, соответственно, уебался об асфальт. Есличо, вскрытие покажет, что смерть наступила в результате падения, а ранение, нанесённое персонажем, смертельным не было. Свидетелей, могущих дать показания, что погибший действительно пытался совершить теракт - несколько десятков человек. Хватит ли их показаний для того, чтобы персонаж не огрёб проблем с законом? И отдельно интересует орудие: какой-нибудь увесистый подручный предмет (меткости броска персонажу хватит) или у гражданского всё-таки может быть что-нибудь мелкокалиберное и стреляющее? Про лицензии на охотничье оружие я знаю, а вот про мелкий огнестрел для простых людей - нет. Или лучше не огнестрел, а травматика?

@темы: Россия/СССР/СНГ, Законы/правовые нормы

Посоветуйте книги или любые другие полезные источники, которые полноценно рассказывали бы о наших сословиях. Как они жили. Просто если по дворянству ещё что можно найти, то вот о мещанах, крестьянах, купцах, ремесленниках книги я не нашла. Возможно, не так гуглила
Подскажите что полезное по жизни в 18 веке у нас в стране. Кто мог учиться и где, какие налоги, цены, зарплаты, жизнь каждого сословия, жизнь в городе или деревне, всё, что есть полезного.

@темы: История, Быт/уклад/обычаи, Россия/СССР/СНГ

CCCР, 1961 год, IT-отдел в НИИ уровня "ниже среднего, но ещё не полный отстой".

1. Уже было понимание у советских рядовых программистов и инженеров, что вся цифровая техника "на Западе" изначально держала и продолжает держать курс на миниатюризацию? Или всё ещё действовали идеи "Мы на горе всем буржуям построим самый большой в мире ЭВМ"?

2. Все "западные" компьютеры ещё с 1947 года среди всех опций имели одну видеоигру как демонстрацию своих возможностей покупающей публике, а после инженеры тех фирм, которые купили компьютер, сами делали новые видеоигры, чтобы было, чем позабавиться на кофе-брейке. Т.е. задолго до появления первой чисто игровой цифровой приблуды (1972), ориентированной на всех и каждого и продаваемой везде и всюду, видеоигры как таковые цвели и пахли, разве что по скудным возможностям железа не могли продаваться в супермаркете рядом с телевизором и коробкой Лего. Компьютер PDP-1 (1959) в официальном релизе имел проигрывание инструментальной безвокальной музыки любого уровня сложности одновременно с работой, а для кофе-брейков была стреляка Spacewar!. Инженеры фирмы-покупателя сочиняли для PDP-1 свои игры, история их не сохранила, но известно, что сочиняли немало. А как было с развлекательным контентом для компьютеров в СССР в 1959-61? И вообще с восприятием компьютера, с его предназначением?

3. "На Западе" в 1961-62 активно используют PDP-1 и что-то постарше и покрупнее, но оно не намного больше. А что могло быть в IT-отделе третьесортного НИИ в СССР? Канон заявляет компьютер как крутую машину, но сам НИИ - не то, чтобы дыра конченая, но заметно ниже среднего.

4. В каноне сказано, что проверкой программ для единственной на весь НИИ ЭВМ занимаются математики-программисты, а кто тогда их писал? Мельком упомянут "заведующий вычислительной лабораторией", но чем он занят, не понятно. Как вообще всё было устроено с компьютером и его обслуживанием, программами под конкретные задачи, с персоналом "на Западе" и в СССР в 1961?

5. Герой-программист начинает работать на крутом по тем временам компьютере, но который не отлажен, и как раз герой отладкой должен заняться сразу после устройства в НИИ. Подробнее не сказано. Это вообще что там было и как? Чего там отлаживать именно программисту? При этом в НИИ есть техники, они чинили компьютер, когда там что-то сгорело.

6. Где в 1953-58 учились на программиста? Где программист после мог проработать два года до того самого НИИ?

7. IT-инженер из более чем посредственного НИИ в 1961-62 сбежал из СССР на Запад. Побег - нечто среднее между Станиславом Куриловым и Виктором Беленко. Вундервафлю для побега герой использовал и с собой прихватил, но она чисто гражданская разработка, хотя при желании можно допилить до военки, как и любую цифровую технику. Что и как там было, значения не имеет, канон умом не блещет, вундервафля и инженер упомянуты в нём в маленьком эпизоде, но канон есть, поэтому что есть, то и едим. Вопрос о другом - что после побега сотрудника будет с директором НИИ, с начальником отдела, где инженер работал, с коллегами из других отделов, с которыми этот инженер общался? Родственники программиста не упомянуты, но были, скорее всего. Что будет после его побега с ними?

@темы: История, Быт/уклад/обычаи, Россия/СССР/СНГ, Кибернетика/роботехника

Начало 1917 года, Российская империя.
Несколько недель до Февральской революции, т.е. всё уже идет по п*зде.
Аристократка (единственная наследница), с целью спасения своего состояния и возможности быстро свалить за границу, хочет в ускоренном режиме выйти замуж за старого друга семьи-иностранца.
В тот период в приличном обществе очень сильно осуждались попытки вывести капитал за границу. Напротив, люди, имевшие фабрики-заводы-пароходы в Европе, демонстративно-патриотично переводили все средства обратно в РИ. А тут выискалась такая...
Мне нужно подобрать жениху такое происхождение (кроме чернокожего) и вероисповедание, чтобы это вызвало максимум протестов и осуждения в столичном обществе. Но не стало категорическим препятствием к поспешному браку.

1) Если жених еврей - брак с аристократкой без шансов, даже если он утром в день свадьбы он формально станет выкрестом?
2) Если немец-протестант - он скорее всего просто не сможет жить в столице. Такая волна осуждения врага и шпиономании.
3) Если француз-католик - тоже будет жесткий запрет на брак, даже в условиях 1917 года когда уже с нравами стало попроще?

@темы: История, Быт/уклад/обычаи, Россия/СССР/СНГ

Современная Россия. Есть влюбленные, которые сошлись и начали жить на квартире, которую снял герой. Однажды к ним в гости приехали родители девушки с ее старшим братом, а через полчаса неожиданно нагрянули и родители юноши. Парень проводит своих родителей в комнату и должен представить гостей друг другу. До этого момента отец и мать парня не знали даже девушку своего сына. Как будет правильно с точки зрения этикета: сначала парень представляет своих родителей родне девушки или наоборот, сначала называет своим родным имена девушки, ее отца, матери и брата?

@темы: Этикет, Россия/СССР/СНГ, Отношения/социальные взаимодействия

Очень нужна помощь с выбором локации. Пишу фэнтези-русреал, современность. Персонаж должен уехать в максимально маленький провинциальный населенный пункт с условием, что он будет работать там учителем в школе. Какой именно это может быть населенный пункт? В деревнях, насколько я понимаю, собственной школы нет, слишком мало людей живет. Нужно хотя бы село? Или все-таки поселок? Сколько людей по минимуму должно жить в населенном пункте, чтобы там была собственная школа, а не возили детей на автобусе в ближайший город?
И второй вопрос. Как в таком населенном пункте будет организована работа полиции? Один условный Аниськин на все село? Нормальное отделение со стандартным набором специалистов, пускай и минимальным? Ограниченный штат, в который входят... кто именно входит? Начальник, три опера и уборщица?
Я отлично представляю себе быт маленьких деревушек, но вот эти вот моменты по жизни пролетели мимо, и я в растерянности.
По географии ограничений нет, если что. Годится любой регион без ярко выраженного национального колорита - колорит потребует отдельной проработки, боюсь накосячить с культурными моментами и традициями.

@темы: География/геология, Быт/уклад/обычаи, Россия/СССР/СНГ

Центральная Россия, 1985-91.
Насколько были развиты кооперативы, насколько после 26 мая 1988 года (13 марта 1987 года) вообще было развито частное предпринимательство, переход тайных цеховиков в явные, подпольной торговли в легальную? Где торговали продукцией, как? Появились ли новые развлекательные заведения, какие? Что со всяким сервисом типа всяких центров ремонта сантехники и холодильников, клининга и прочего?
По газетам, ещё до закона о кооперации от 1988 был закон 13 марта 1987 года о центры научно‑технического творчества молодежи (НТТМ), которые практически сразу стали обычными частными предприятиями. Т.е. собственно бизнес начался и процветал до распада СССР.
А что было с бизнесом уже в Перестройку, но до 1987-88?

Интересует именно провинция, не Москва и не Питер, а обычные крупные и средние города, была ли разница между ними, а не между провинцией и столицами.

@темы: История, Экономика/финансы, Россия/СССР/СНГ

Ребята, подскажите, как было после Революции в России в первые годы 20х для тех, кто еще не состоял в партии. По каким причинам они, как бывшие военные, могли быть беспартийные? Предполагаю, что на них оказывалось давление и с ними велись убеждающие беседы.
У меня герой живет в приграничном городке, на юго-востоке страны. Бывший младший офицер, не афиширует этого, но и в партии не состоит. Чтобы остаться жить в городе, он прикинулся солдатом, и что его по определенным причинам занесло в одну местную банду, в которой он пробыл недолго. Так как он во время взятия этой банды помог коммунистам, то его на первое время приютили и оставили в покое. Но рано или поздно, я думаю, на него начнут давить насчет вступления в партию, или нет?

@темы: История, Госструктуры/учреждения/предприятия, Россия/СССР/СНГ

Дано: СССР, 1940-1960-е годы. Мальчик становится сиротой (отец погиб незадолго до войны, сыну было чуть больше года; мать умерла в начале 1950-х). Пацан сперва жил в своем селе вместе со старшим братом - здесь, в сообществе, про достоверность самостоятельной жизни двух подростков-сирот в послевоенной деревне мы выясняли.
В следствие ряда событий мальчишки оказываются в другой области, недолго, ок.3 месяцев беспризорничают и наконец оказываются в семье сельского священника. И живут у него... ну, практически 7 лет. Старшему уже пятнадцатый год, он окончил семилетку, до армии трудится в колхозе, потом сельхозучилище и т.п.
Вопросы:
1) Могут ли дети, в частности младший, жить в этой семье без официального усыновления?
2) Как следствие - что у младшего будет со школой? У себя в селе он закончил 4 класс, возьмут ли его здесь в школу, если это не усыновленный, а просто живущий у местного попа мальчик? Брат может его содержать, т.к.работает, но он же сам еще несовершеннолетний.
Детдом и прочие казенные учреждения не желательны.
3) В будущем сможет ли младший с таким прошлым (жизнь в поповской семье) а) быть призванным в погранвойска и б) после сверхсрочной в конечном итоге поступить в военное училище, притом тоже пограничное?
Уточнение про его реальное классовое происхождение. Родители - сироты Гражданской. Мать годовалой девочкой нашли на дороге, по которой шли беженцы, росла в детдоме. Отец из крестьян, сын погибшего солдата Первой мировой и умершей от тифа крестьянки, воспитывался старшими братом и сестрой. Т.е. с происхождением у нашего героя все чисто, вот только долго жил в семье священника, а в армию пошел как раз в разгар хрущевских преследований РПЦ.

@темы: История, Россия/СССР/СНГ, Документооборот/смежное

Русская революция, лето-осень 1917 года.
Можно ли заключить брак без участия священника, а запись в метрическую книгу занести задним числом? Священника не могут найти из-за спешки.
Сюжет: генерал и семьей вот-вот ожидает ареста и прочих нехороших последствий. Уехать не могут. В дом является жених дочери, которому папа до сих пор надменно отказывал. Но сейчас этот жених может вывезти девицу из города и спасти хотя бы ее. Однако мать категорически отказывается отпускать девицу неизвестно куда с посторонним мужчиной. Могут ли они прямо дома провести обряд свадьбы? Свидетели - семья и оставшаяся прислуга. И чтобы по документами все было законно.

Совершенно точно, что даже в царские времена в случае, если есть риск жизни и нет времени на поиск духовного лица для проведения обряда, то крещение, последнюю исповедь или отпевание могло сделать гражданское лицо. По упрощенной процедуре. Врач, командир воинской части, начальник, нотариус, возможно даже просто присутствующей. Конечно, потом пришлось бы доказывать, почему это показалось необходимо. Но это было возможно.

@темы: История, Быт/уклад/обычаи, Россия/СССР/СНГ

Анон-антисоветчик, тебе мимо! Вопрос не про страдающих диссидентов, а про вполне счастливую и довольную всем комсомолку и позднее её сына.

Как в пятидесятых становились портными/швеями/закройщиками/модельерами в ателье, входящем в местный дом быта? Где учились? Как долго? Как распределялись? Персонажа из небольшого городка надо выучить и вернуть на работу в этот самый городок. Также в её биографию надо вписать брак с уважаемым в городе человеком и ребёнка в двадцать.

Как в семидесятых становились автомеханиками/ремонтниками городского транспорта?

Сколько лет было персонажам на момент окончания школы?

Как в современной России получают рабочие специальности? Понимаю, что вопрос странный, но о рабочих специальностях практически ничего не знаю. Уважаю и ценю чужой труд, но не имею ни малейшего представления, где и как сапожник научился ставить набойки на туфельки вместо износившихся, портной — укорачивать джинсы, а сантехник — чинить краны.

Мне бы в общих чертах всё, чтобы представлять биографию некоторых персонажей. Писать про трудовые будни швеи или автомеханика не планирую, потому что... лучше я про выращивание булочек с маком на деревьях напишу, и то больше на правду похоже будет.

@темы: История, Профессии, Россия/СССР/СНГ, Обучение/учебные заведения

СССР, 1970е годы.
Насколько обязательно было подростку поступать в пионеры, а потом в комсомольцы? И какие санкции грозили за отказ или просьбу о выходе из данных организаций?
Спросил у родственника, тот говорит (не знаю насколько правда, ибо по мелочи не сходится с версией другого родственника), что его в конце 1970х показательно исключили из комсомола. За купленные с рук пластинки с западной музыкой. И это было для него большим переживанием и унижением. Но какие материальные или рабочие проблемы это реально вызвало - не помнит.

СССР, конец 1940х годов.
Насколько опасно было для взрослого исключение из партии, и чем это грозило? Один родственник консультирует, что ничего не было, просто как авичку отобрали. Другой напротив говорит, что это означало невозможность устроиться на квалифицированную работу, запрет поступать в ВУЗ, отказы в очереди на улучшение жилищных условий.

@темы: История, Быт/уклад/обычаи, Россия/СССР/СНГ

Люди добрые, кто знает, какие последствия могли быть для царского офицера, если он уходил от вражеской погони и потерял под собой офицерского коня? Если он загнал коня до смерти, или если конь сломал себе ногу, и офицер был вынужден оставить его, чтобы спастись самому? При этом, конь числилась за другим офицером, находящимся на тот момент в тылу на лечении. Взял он ее из зависти и из-за нехватки коней в полку ввиду больших потерь.
Может ему начальство сделать выговор или взять с него денежный штраф, если конь полковой, а не личный?

@темы: История, Россия/СССР/СНГ, Армия/вооруженные силы/смежные вопросы

Россия, реал, ~1910.
Каким образом гражданин РИ и его родители, могли стать более информированными о мире, чем тогдашнее большинство?
В частности, герой учил английский и немецкий, а не французский, потому что Франция свою выгодность в плане бизнеса и карьеры к этому времени полностью утратила. Герой знает о возможностях и перспективах США, чтобы накануне ПМВ свалить туда, а не в Европу. У него мало социальных предрассудков. Он не стремится в высшее общество, но не не левак, его в принципе не интересует происхождение человека, только его личные качества, но всякая лишняя революционность оценивается отрицательно, как и лишний консерватизм, "социальные лифты - да, социальное равенство - нет", образованность он оценивает по знаниям научным, финансовым и юридическим, а не по латыни, философам прошлого или модной литературе. Он космополитичен, хорошо адаптивен к новому.
Герой не обязательно русский, просто родился и вырос в РИ, в любой её части, он гражданин РИ, это важно. Лет в 20-23 по деловым интересам приехал в СПб. Если для этого надо принять православие, то ему это без проблем, мелкая незначительная формальность.
Да, это характер современного попаданца, но я не представляю, как из 2022 попасть в 1910 и не повеситься через пару дней от дикарских бытовых условий, вони замотанных в кучу лишних тряпок тел, чудовищно неудобной одежды, отсутствия привычных развлечений, общей медлительности жизни.

@темы: История, Психология/психиатрия, Россия/СССР/СНГ

Мне для биографии персонажа нужна буквально пара фраз на тему "его семья сбежала в Сибирь, спасаясь от..."
От чего могла спасаться русская семья (идеально, если не крестьянская, а повыше происхождением, но это не принципиально) в конце 18 - первой половине 19 века?

(Простите, я понимаю, что вопрос простой, но этот период истории я как-то совершенно забыла)

@темы: История, Россия/СССР/СНГ

Время действия наши дни. В захолустье, в отдаленной сибирской крохотной деревушке, где осталось жить с десяток жителей, человек кончает жизнь самоубийством. До ближайшего села, где есть полиция, медпункт, администрация больше восьмидесяти км по таежной дороге. К умершему вызовут полицейских и медиков? Потом, вероятно, тело увезут в село и похоронят там?

@темы: Насильственная смерть/казни, Быт/уклад/обычаи, Россия/СССР/СНГ

Насколько правдоподобна такая история?
1948 год, Заволжье. Село не то чтобы большое, но есть школа-семилетка, колхоз не в передовиках, но и не загибается, ферма, птичник, своя какая-никакая МТС. Семья - мать и двое сыновей, 9 и почти 13 лет. Отец погиб еще перед войной. Мать умирает, и полтора года пацаны живут одни. Старший учится (в итоге хоть со средними оценками, но заканчивает семилетку) и трудится в колхозе, младший после школы ведет все нехитрое хозяйство: хата, огород, несколько курей. В общем-то в войну и сразу после, когда мать сутками пахала в колхозе, пацаны и в более мелком возрасте были на хозяйстве, к труду привычные. Соседи и колхоз чем могут помогают.
Вот реальна сама ситуация, чтоб двое сирот прожили самостоятельно полтора года? Из всей родни у них тетка, отцова сестра, далеко за Уралом, контактов не поддерживали.

@темы: История, Дети/подростки, Россия/СССР/СНГ